Авторский проект Юлии Руденко "Просто любить жизнь" ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКУ, КУЛЬТУРУ, ЭКОНОМИКУ























Поиск по сайту

"Я - ТВОЯ ЖЕНЩИНА!"
Слайд
Читательницы >>

Рубрики

Интервью

С Никасом Сафроновым>>

С Алексеем Глызиным>>

С Андреем Ковалевым>>

С Юрием Розумом>>

С Владом Маленко>>

С Любовью Шепиловой>>

С Верой Снежной и Андреем Гражданкиным>>

С Владимиром Пресняковым-ст.>>

С Дмитрием Варшавским>>

С Отаром Кушанашвили>>

С Андреем Константиновым>>

О сайте

Сотрудничество
Контакты
Конкурс эссе
Пожертвования
‎ ‎ ‎

Для вашего сайта

ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКУ, КУЛЬТУРУ, ЭКОНОМИКУ


Фотобанк Лори: продажа фотографий и иллюстраций

Соцсети

В ОЧЕРТАНИЯХ НЕПОВТОРИМЫХ СЛОВ

Одной из предпосылок появления в творческой жизни Москвы данного мероприятия скорее всего нужно считать интернет-проекты «Стихи.ру» и «Проза.ру». Так как наверное за многолетнее существование их можно по пальцам пересчитать жителей в стране, которые бы чего-нибудь творческого своего там не разместили. Однако, можно ли запомнить все имена талантливых поэтов и писателей? Реально ли это? Конечно, нет. Вот профессионалы Издательского Дома Максима Бурдина, Литературного института им. Горького и других, не последних, структур в культурном срезе страны и задумались: а как «спасти» некоторых в этом бесконечном потоке рифм и фраз? Как дать дорогу талантам на более серьезный уровень? Так в прошлом году и появился первый выпуск альманаха «Форма слова»

А 26 марта в московском Доме культуры «Гайдаровец» состоялась презентация второго и третьего выпуска, где я благополучно и очутилась. 22-я комната-зал была увешана картинами и уставлена амфорами. Большой электрокамин в центре в скорости включили, мягкие стулья ровно расставили, технику настроили — и засияла обстановка словесными перлами. Что ни выступающий — то открытие! (Честное слово, вернувшись после домой, я нашла произведения всех услышанных и увиденных авторов, чтобы ознакомиться вдумчивее).
Но по порядку… Вести презентацию организаторы предложили Ильяму Юсупову, известному своими литературными вечерами «Стихи.Мы».
«Литературная премия «Слово» учреждена в июне 2015-го, — бодро декламировал Ильям. — Вручается она ежегодно авторам, которые публикуются в альманахе «Форма слова». И желающих стало настолько много, что уж выпущено три сборника. Это более полторы тысячи страниц в целом! Кто эти авторы? Их более двухсот человек! Жители Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Краснодара, Ростова, Мурманска, Белоруссии, Украины, Казахстана, Чехии, Новой Зеландии, Китая…»
Гости узнали, что Издательство Максима Бурдина также выпустило сборник стихов поэта Сергея Арутюнова «Апостасис». А по итогам прошлого года издательством был запущен новый литературный альманах «Лили Марлен», в редколлегию которого вошли известные деятели литературы. Ильям пояснил: «Лили Марлен» — знаменитый немецкий шлягер второй мировой, объединивший народы мира независимо от политической ситуации того времени. Да, все мы знаем — обстановка в современном мире оставляет желать лучшего. И именно поэтому нужно объединяться и говорить свое «нет» войне и насилию. Прием работ в него заканчивается 15 апреля и сборник выйдет уже в мае. Кроме того скоро начнется прием работ в новый проект Издательского Дома Максима Бурдина — «Литературную Евразию» в твердом переплете».
Молодой человек еще заострил внимание на символическом логотипе «Формы слова» в виде человека, тянущего руки к солнцу, который создал Алексей Молотков из Пензы. Ну и собственно передал слово поэту, прозаику, публицисту, критику Сергею Арутюнову. Его спортивной концентрации и собранности наверно могут позавидовать не только творческие люди с романтикой в голове, а и завсегдатаи фитнес-центров.
«Мне одиннадцатый год подряд приходится иметь дело с так называемым самотеком. Это такое мерзкое издательское слово, обозначающее текущее, катящееся… У меня же несколько другое отношение к печатному слову. Каково же оно? — твердо и уверенно общался с присутствующими Сергей. — Когда ты понимаешь, что человек решил доверить бумаге что-то сокровенное, пережитое в какие-то существенные для него моменты жизни. С верой в это я живу уже более двадцати лет. Тогда я совершенно не знал, как относиться к своим текстам, которые прорывались через меня. Меня мучили вопросы. Нужно ли это? Стоит ли этим заниматься в последующем? И я нашел поддержку среди своих знакомых. Их было не меньше пяти сначала. Они многозначительно восклицали: «Да-да… Может быть…». И я, воодушевленный этими людьми, принялся писать с новой силой. Но не важно… Я желаю вам как можно больше встретить таких людей, которые отнеслись бы к вашим текстам не как к самотеку, а как к полноценной, представляющей ваши чувства, поэзии.
Прочитывая работы альманаха, я местами видел, когда автор не ощутил, не понял еще себя, он использует шаблонные конструкции, которые давным-давно всем известны из популярных романсов или песен эстрады. Он не осознал, что поэзия — это о нем, это только о нем и больше ни о ком! А так как поэзия относится к неземным жанрам, то нужно понимать, что в космосе — другие законы: если на корабле включить тормозные системы, он начнет резко ускоряться. И наоборот. Потому в творческом мире часто бывает, что сильными авторами вдруг становятся те, которые потеряли последнюю надежду, а в когорту забвения отбрасывает тех, кто со всей мощи рвался вперед. Тщательнее работайте над своими текстами! Будьте всегда в поиске самовыражения! Нельзя писать кое-как, ориентируясь на «итак прокатит». Поэзия не терпит пустоты — она отторгнет вас: и то, что вы писали рифмы, останется только фактом вашей личной биографии. Но ведь так быть не должно! С экранов телевизоров мы видим, что нами пытаются руководить те, кто разжирели от излишеств. Но мы же не хотим быть такими! Вы можете не верить мне, что поэт — это судьба! Поверьте в главном, и в основном, пожалуй! Стихи достойны вашего труда! Каждую минуту, которую мы проживаем, стихи достойны вашего труда! Они могут превратиться в значимые для всех!».
Стопроцентно согласился с Сергеем и другой профессионал слова. Слегка волнуясь, в изящной манере великосветского денди 19-го века, поэт и писатель Максим Лаврентьев продолжил дискурс: «Сергей очень много правильных вещей сказал. Я подробно знакомился с вашими работами. В них есть клише. Но самое главное — обратите внимание на рифму! В конце концов, другие ошибки будут менее заметны. Как человека встречают по одежке, так поэта встречают по рифме. Больше читайте! Обращайте внимание не на то, что пишет поэт, который вам нравится (а хороший поэт — это действительно разнообразие текста, это яркие образы), но на то, как каждый из них обращается с рифмой. Иногда смотрю на чьи-то стихи — и вижу, что человек даже не попытался понять технику великих русских поэтов конца 19-го — начала 20-го веков. Не спешите выходить к людям с этим!
Расширяйте свой кругозор, диапазон используемых слов! Будьте себе самыми строгими цензорами! Потому что друг, или мама там, или брат, всегда одобрят вас, всегда погладят по головке! Но другой человек, чужой, а особенно человек со вкусом, с тонким слухом, человек развивающийся, моментально отличит фальшь, и выкажет вам презрение, которого вы, как искренний человек, может и не заслуживаете. Но, извините, вы его заслуживаете из-за своего поверхностного отношения к литературе: своим непониманием и незнанием литературы. Ведь как учат, к примеру, в художественной школе? Сначала копировать головы, тела античности… Так и в литературе! Нужно подражать великим мастерам слова. И только пройдя через такое многолетнее обучение, надо будет критически пересмотреть все то, что вы учили, разрушить собственных кумиров, и на их пепелище начать понемножечку возводить свой маленький храм из таланта, техники и того, что вам дал и время от времени дает бог. Вы также должны помнить, что в 19-м веке писать стихи был обязан каждый образованный человек! Придя в гости, нужно было уметь вписать два-три четверостишия в приготовленную заранее тетрадь».
Содержательные наставления знатока литературы (кстати, когда-то именно Максим редактировал книги Пелевина) увлекли настолько, что зал сидел, не шелохнувшись. На последнем издыхании «играющий тренер» вернул виртуальный мяч мозгового штурма Арутюнову.  Тот предложил зрителям назвать одну из 104-х страниц сборника «Апостасис». Кто-то выкрикнул: «22!» — и Арутюнов среагировал: «Срок, который дали Савченко». Но это был и номер зала, в котором мы находились. Однако, понятно, что у большинства россиян в головах была новость последних дней №1. После Сергей читал стихотворение и с 13-й страницы. На 78-й оказалась мини-поэма об острове Крит. Арутюнов пошутил, что Греция — это самая любимая страна, где он был, поскольку она — единственная, где он вообще был.
«Смилуйся, не бесчинствуй:
В греках лишь тот варяг,
Кто прибивает щит свой
На золотых дверях,
Или, презрев обычай,
Мифы с камней сколов,
Сам с головою бычьей
Первым идёт с холмов.
Что ему Галатея?
Девка, как ни крути,
В сизой тени отеля,
Сползшей с его груди.»
Максим Лаврентьев, вернув себе спокойствие духа, принялся повествовать о двух своих поэмах. Одна из них, «Колокол», имеет историческую реальную основу. Изучив материалы легенды о затопленной колокольне города Калязин, Максим образно переложил ее в стихотворную форму. Повеяло острой сатирой Салтыкова-Щедрина. Потом была автобиографическая «Стена» про работу в техцентре, про муки выбора между деньгами и творчеством. Это сейчас Максим знает цену своим произведениям, как признанный мэтр слова, раздавая интервью и блокируя свои тексты на бесплатных ресурсах. А когда-то, будучи никому не известным, нужно было выживать на ничем не выдающихся предприятиях…
Алексей Теплухин, один из самых ярких авторов альманаха, представил ряд стихов о весне. Его стиль, как и собственно всех чтецов, выходящих следом, имел собственные краски. Самобытный характер знания преданий старины глубокой выдавали в Алексее человека, росшего не на столичных хлебах. Он — из глубинки, из крепко стоящих на ногах, из тех, кто ни шагу с родной земли русской. Потому и проект Алексея «Полуявь» вызывает не столько читательский интерес (поскольку «иванов, не помнящих родства» растим), сколько историко-литературоведческий.
«От пустот избавлен,
От бездушных лир –
Вот зима отбудет,
Станет новым мир…»
Елена Костандис зарекомендовала себя в номинации «малая проза». Ее рассказ «Ликийские сумерки» наполнен томной грустью о несбыточном, том, что все проходит: «Все повторяется, говоришь ты, и дама с собачкой снова потеряет свой лорнет, а Флер Форсайт обронит свой платок, и по улицам Руана вечно будет греметь карета, везущая мадам Бовари. Все повторяется, и почтальон стучит дважды, и загнанных лошадей пристреливают, не так ли, а звезды смотрят вниз. Все повторяется, и Орфей потеряет свою Эвридику, и Абеляр — свою Элоизу, и Петрарка изойдет слезами по Лауре, а Адсон из Мелька будет снова бродить по пепелищу, пытаясь прочитать обожженные обрывки, ибо все повторяется, все повторяется…»
Юная Ярослава Попова динамично и дерзко бросала вызов невидимым возлюбленным. Такова ее поэтическая основа: борьба за чистую книжно-киношную любовь. Да собственно нерв — основа настоящей поэзии. Как невероятно точно заметила Вера Полозкова: «Психотерапия и литература несовместимы, мама, – мне ни о чем не пишется, потому что мне все понятно; поэт работает с данностью, в которой он бессилен что-либо изменить – разве только рассмотреть в ней, мглистой, какие-то огни, силуэты и очертания; психотерапевт говорит – да включи ж ты свет и перестань морочить мне голову».
Эмоциональность Ярославы безусловно плюс, но почему-то, когда забираешься в ее стихи самостоятельно, то улыбка напротив не уводит тебя от смысла, и ты начинаешь размышлять, и не находишь сюжета. А отдельные сочетания предложений — хороши! И весьма!
«Я теряла часто, я много видела,
Полюсами, Альпами, Атлантидами.
И сколь мало искренне ненавидела,
Столь же много выучена любить.
Потому теперь так безумно ветрено,
Очень трудно и страшно уже не верить мне,
Что любовь всегда неподвластна времени,
Что непрерываема эта нить».
Екатерина Чернова, Ксения Забкова, Олег Будин, Валерий Клементьев также показались любопытными для знакомства с их страницами «Формы слова». Девушки робко рассказывали о близком и понятном каждому, не претендуя на уникальность. Мужчины — громогласно негодовали с широкой душой нараспашку.
Особняком выглядел юмористически настроенный неоднократный обладатель всяческих литературных наград Леонид Беленький. С первого взгляда ясно, что данный тон не задан для произведений, КВН и Камеди Клаб — его постоянное внутреннее состояние.
«К чему былое ворошить,
Все божьи твари мы,
И всех нас так легко любить…
Когда в гербарии».
Я ждала все, что сам издатель и главный редактор «Формы слова» Максим Бурдин что-нибудь прочтет из своего, итожа. Но «смелость города берет», а скромность, видимо, — столицы. Предоставив другим возможность показать себя, оставшись в тени, Максим конечно заслужил уважение, уважение, и еще раз уважение.

© Юлия Руденко




Поделиться ссылкой:


Написать комментарий