ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ КАРПОВА
Мужчина мечты — это как бог. Женщины надеются, что он существует, но где именно — сказать затрудняются. Мужчина мечты же одинокого стоматолога Лианы Уколовой — совершенно конкретен. Это стареющий и спивающийся бабник, артист ролей второго плана Толя Кискин. Чтобы наконец-то встретиться со своей давней мечтой, Лиана заказывает Толю к себе домой, подрабатывающего в новогоднюю ночь Дедом Морозом.
Новостройка. 14-й этаж. Лифт не работает. Последний заказ. Толя устал и пьян. Принимает Лиану за сумасшедшую. Лиана пытается напомнить ему Сызрань, где он играл когда-то в сказке «Королевство кривых зеркал» роль стражника всего-навсего с одной репликой: «Гурд снова отказался делать кривые зеркала!». А она школьницей ходила на эти спектакли и была тайно в него влюблена. Однажды даже нашла смелость зайти за кулисы и посоветоваться с ним — стоит ли ей поступать в Щукинское. А Толя ответил — фигура не подходящая! Она ему — Горького «Песнь Буревестника», а он ей — фигура не та!
Вот такая ситуация, положенная в основу одноактной пьесы Дарьи Верясовой «Последняя любовь Деда Мороза». В 2013-м году трагикомедия вошла в шорт-лист Международного конкурса драматургов «Евразия» и в лонг-лист премии «Дебют». А в 2015-м ее поставил Театральный центр «Шанс», пригласив на всего две роли — Деда Мороза и Снегурочки — Владислава Котлярского и Марию Голубкину.
Собственно прелесть спектакля — в его простоте и жизненности. Воспитанная в тисках домашней тирании советского образца строгой матери Лиана Уколова после ее смерти наконец разрешает себе стать счастливой. Ведь, все, на что тратила свою жизнь до сих пор, ее не радует — ни большие доходы своей денежной профессии, ни новая квартира. Все готова за счастье свое женское отдать. Прям как в той великой пугачевской песне поется «За это можно все отдать!». А алкоголику Толе деньги ой как всегда необходимы! И вот он уже и вроде готов остаться — порепетировать с «бывшей сумасшедшей» роль Снегурочки. Владислав Котлярский, известный зрителю по роли Карпова в «Глухаре», выглядит довольно мило и естественно. Кто-то анонимный даже решил, что актер играл на сцене самого себя: «Спектакль — полнейший бред! Мат со сцены и ужасные стишки, которые , о ужас!, пытаются вставить рядом с классикой! Такое впечатление, что сценарий писал, по его же выражению в спектакле — «больной на всю голову» человек! Дед Мороз вышел на сцену явно «под мухой». Хотя по сценарию так и есть, но смотрится — отвратно! Как только артисты соглашаются играть такую ерунду! Был лучшего мнения о Марии Голубкиной, по крайней мере по ее ролям в кино.»
Позволю не согласиться с данным отзывом. Мне показалась и сама пьеса, и игра артистов увлекательными. Смотрелось на одном дыхании. Она — такая вся закомплексованная, то и дело цитирующая классиков, «мой милый, что тебе я сделала?». И он — такой весь нахально-раскрепощенный, «курим-валим, валим-курим».
В финале истории Кискин узнает, что мадам Уколова не только нашла его и сделала заказ на Деда Мороза, а и втридорога купила фирму, на которой он работал у своей бывшей жены. Вот такая метаморфоза. По сути в спектакле показано руководство к действиям для отчаявшихся одиноких женщин. И логичнее было бы назвать пьесу «Последняя надежда Снегурочки», но видимо автор хоть этим хотела показать, что и Дед Мороз на самом деле одинок и несчастен. Просто плыл по течению, не думая как, зачем и что ждет впереди. Сделает ли его жизнь осознанной встреча с любящей его женщиной? Хотелось бы надеяться, что да. Ну а там — кто его знает… Авторы грешны тем, что обрывают свои повествования о любви на самом интересном месте.
С точки зрения особенностей постановки «Искушение или Последняя любовь Деда Мороза» режиссер Гарольд Стрелков добавил сюда немного в начало фантасмагории, выглядящей словно пародия на «дозоры» Лукьяненко. В пьесе Верясовой — все гораздо проще и тривиальнее. В постановке же много легкого эротизма. Руки Кискина периодически оказываются на выпуклостях Уколовой. Но из-за психологического конфликта разных характеров героев, показанного артистами, эти моменты не выглядят пошло. Ведь видно, что она и хочет, и боится этого. Он же пресыщен сексом, но тут — дело особое, тут вроде как у леди — любовь к нему, и он местами теряется, не знает как себя вести… Вообщем, своеобразие режиссерской работы — налицо. К слову сказать, об опытном ученике Петра Фоменко Гарольде Стрелкове давно ходят слухи в мире критиков, как о мастере, позволяющим себе в драматургии такую свободу трактовки, как никто другой. Стрелков презирает все рамки дозволенного и волен вводить, к примеру, в «Грозу» Островского цитаты Достоевского и Чехова. На самом деле данное качество — свобода творчества — в руках непрофессионала будет смотреться ужасно. Профессионал же парит в своей свободе умело, полностью контролируя «полет».
Итак, вы поняли, что спектакль — смешной и добрый, построен на динамичных диалогах-спорах, посмотреть и отвлечься от проблем, «если вам немного за тридцать», а возможно и… попробовать найти свою школьную любовь… и переменить свою жизнь — самое то.
© Юлия Руденко
Поделиться ссылкой:
Опубликовано: 9 января, 2016
Категория: Ну-ка, ну-ка, посмотрим..., Королевство Творчества, Звездный мир
Комментарии: 0
Написать комментарий