ЯНА НЕДЗВЕЦКАЯ: «Я вызрела в бесконечном протесте»
Секрет гениальности — прост: работа над совершенством своих умений каждый день. Яна НЕДЗВЕЦКАЯ, модный дизайнер одежды бренда Lo, доказывает это всю жизнь. Шаг за шагом, день за днем, она просто работала. И со временем, рано или поздно успех должен был ей улыбнуться. Так и случилось. Сегодня слава о показах коллекций одежды Яны «погромыхивает» то там, то сям. Закономерно. Заслуженно. Логично. И… по-настоящему феерично.
Не родись Недзвецкой
— Яна, вы часто говорили в своих интервью, что когда-то брались за любую работу. К примеру, мыли полы и шили для проституток. А был ли случай отказа от предложенной работы по каким-то соображениям?
— Ни от чего! Ни по какому принципу. Кроме проституции, строительства, бриллиантов и продажи оружием я готова была делать все. И я и сейчас готова делать все!
— По трем пунктам еще понятно, почему «нет», а строительство-то чем провинилось?
— Я закончила строительный институт. Однако, очень скоро осознала, что это целиком криминальный бизнес! Его захватила группа людей, которая диктует завышенные цены.
— То есть рекламные лозунги «Доступное жилье» следует читать наоборот — «Недоступное жилье»? И относиться к ним как к рекламе доступных девочек на порносайтах?
— Конечно! Там и убить могут за гектары земли! Сколько нераскрытых преступлений таят архивы МВД с начала 90-х в этой сфере? Так что я продолжила заниматься тихо-мирно легкой промышленностью, которая в сравнении с нефтью, газом и недвижимостью не имеет такого магнетизма у «бандитов в законе». А в остальном я человек многоядный! За что не берусь, мне почему-то все удается. Наверное, звучит не скромно, но оно так! В этом моя и беда может быть большая. Кто-то, выбрав в молодости одно профессиональное направление и идя по этой дороге, достигает конечно гораздо больших успехов. А у меня любовей было полно! Например, кроме одежды, я всю жизнь люблю писательство. Меня в Литинститут взяли за стихи, которые я считала безделицей. Но стихи не приносят, как известно, дохода. За редким исключением. А шитье меня кормило, можно сказать, с детства. Сначала шила себе, класса с третьего. Мама была жесткая, денег не давала, а одеться красиво хотелось. Что было делать? Конечно, я потихоньку резала мамины платья, которые она редко носила. И конечно, когда она залазила в сундук и находила обрезки, била. Мы битое поколение! Детей все лупили! Смешно сказать, но сейчас мне кажется — может быть и правильно они это делали иногда? Потому что именно из таких жестких тисков расцветали таланты: режиссеры, музыканты, поэты… Как только есть сверху прессинг, ты сопротивляешься страшно, и эта энергия толкает тебя на создание чего-либо! А когда ребенок растет в обстановке вечной любви, покоя и счастья, ну не верю я, что что-то из них получится! Где мои подруги детства, которых родители на руках носили? Они нигде! Они ничего не достигли! Они в нищите живут сейчас! И тут я и думаю: черт возьми, спасибо маме, что меня гнобила! Потому что я вызрела в бесконечном протесте.
— А ваша дочь?
— Нет, я ее не била, рукоприкладства никакого не было. Но она была частично в отца — и училась плохо в школе. Я почти насильно сажала ее после уроков на своей фабрике, где шила, и заставляла пришивать пуговицы. И она рыдала, умывалась соплями, но шила. Такое ей было мое наказание за плохую учебу.
— И не жалко было?
— Нисколько! Нет у меня жалости к лени! А вдруг мне бы кирпич на голову упал? А она осталась ни к чему не приспособленная дура! Эдакий цветочек нежный! Вот я померла, и что? Квартиру она продаст, какой-нибудь козел ее охомутает… Я не понимаю родителей, которые холят своих детей. Они рассчитывают на свою вечную жизнь? Ну заглянули на Болотную или на Майдан, поймали случайно пулю, и что с детьми станет?
— Кстати… Один из ваших показов назывался «Апельсиновая революция». А что означает для вас революция? Не важно где! В одежде, в сексе, в политике, в финансах…
— Если честно, наши революционеры меня удивили. Я пацифистка жуткая. И мало того… Как человек, которому плевать на власть, — я под любую подстроюсь! Иногда говорят, что это плохо, что это конформизм. Но я прекрасно жила при Брежневе: работала на пяти работах и жила как королева. Ушел Брежнев — я прекрасно стала жить при Горбачеве. Сейчас… я снова хорошо живу. Соответственно сделала вывод про свою жизнь: мне абсолютно все равно, что на дворе. Завтра придут майданутые — и я тоже буду жить нормально. Потому что власть для меня не существует в принципе! Человек, любящий и не боящийся работы, не пропадет никогда и нигде. Мне мама, которая была твердой коммунисткой, часто возмущенно кричала: «Диссидентка проклятая! Убирайся в свою Америку!». Я отвечала: «Мам, а что тебе советская власть дала?». И потом я поняла соль этого мира… Мама всю жизнь пахала. Она была замдиректора фабрики. В этом и был смысл ее жизни! В работе! Я взяла с нее пример в этом. И когда пришли лихие 90-е, и многие потеряли насиженные места, я не испугалась, а открыла свой кооператив и продолжила с тем же усердием работать в нем. Да, условия для бизнеса то такие, то сякие, то эдакие, но не это главное! Если у тебя есть любимое дело, и ты не за бабки бьешься, значит все будет хорошо. Я столько раз слышу вокруг один и тот же вопрос: «Как получить денег?»- и отвечаю на него всегда: «Вы никогда их не получите! Ни-ког-да!». Идеи должны владеть головой, а не бабки! Деньги же будут появляться в том необходимом количестве, чтобы было достаточно для продолжения вашего созидания.
Олигархи — это рабы?
— Ян, тогда может быть стоило продолжать писать стихи, если нравилось?
— Я не только писала стихи, а и прозу. И мои книги издавались. Но, как я уже говорила, мне хотелось овладеть всеми искусствами. Я сценарный курс Фигуровского во ВГИКе даже закончила, чтобы работать в кино. И меня приглашали на «Фора-фильм», но в 90-е все стали снимать мыло и боевики, а это была явно не моя тема. Мне не катило. Я другой человек. Меня больше интересовал социальный срез общества. А артхауса тогда еще не было. И много сил уходило на телевидение: я работала на ОРТ (так назывался тогда Первый канал), где делала программу о бизнесе. Правда, покрутившись среди этих людей, поняла одну страшную вещь: это не то, что сливки общества, это — вообще сброд, занимающийся постоянной мышиной грызней за копейки. Когда я пошла получать первую зарплату режиссера — семь тысяч рублей, как сейчас помню, в то время как уборщица на программе получала пятнадцать, и увидела длиннющую очередь, то развернулась и ушла. И за эти годы я ни разу не пришла за зарплатой в Останкино. И я не знаю, где мои деньги болтаются до сих пор. Меня отругали. Но я сказала прямо: «Коллеги! Я ценю свое время, и не собираюсь тратить его на то, что мне кажется унизительным!». Я наблюдала за рабочим в кавычках процессом и мысленно хохотала. Написала потом несколько рассказиков про эту свору. И решила про себя — это не мое. Тем более, что при большом количестве созданных мною сценариев, результат оказался нулевой. Они ни черта не делали! И так как у меня успешно двигался полным ходом модельный бизнес, то я с телевидением «завязала».
— А кем хотели быть в детстве?
— Богатой и знаменитой. Но с возрастом появилась осознанность этих слов. Что такое богатство? Когда не очень задумываешься в магазине при покупке продуктов. Покупать шмотки за 50 тысяч долларов я считаю безнравственно. Яхта мне не нужна. Личный самолет тоже.
— Это ж вроде престижно — иметь яхту?
— Такая морока! У меня квартира и дача — и я в ужасе от содержания их в порядке. Я не знаю, как управляются олигархи со своим имуществом. Они конечно нанимают других людей. Но я считаю, что тем самым они вводят себя в рабство. Олигархи — это рабы своего персонала! Когда я услышала, что у Растроповича в каждой стране по дому, я посмеялась: как кайфуют люди, которые обслуживают эти дома! Он рассказывал, что раз в год приезжает отдыхать в какой-нибудь из этих домов. А все остальное время там живет прислуга в свое удовольствие! Так кто на кого пашет? Они на него, смахивая пыль раз в год, или он, вкалывая по концертам, как собака, чтобы содержать свору бездельников?
А с яхтами я получила хорошую прививку еще в 90-е. У меня всегда был круг знакомых самый разный и многочисленный! Один из друзей пригласил тогда отдохнуть на вечеринку по случаю приобретения как раз яхты. Это был юмор и сатира! Яхта стояла нна берегу. Ее красили или что-то… Гости нажрались, напились. Я говорю: «А дальше-то что? Когда поплывем?». Он мне отвечает: «Ты что? Куда поплывем? Это надо учиться на права…» И он перечислил тысячу причин. А говорю: «Ну а кайф-то какой, что мы на яхте?». Потом я почесала репу и спрашиваю еще: «А во что тебе обслуживание обходится?». И он начал перечислять по пальцам: парковка, стоянка, покраска… Честно? Я тогда подумала: в гробу и в белых тапках видела я эти яхты! Чего-чего, а яхты у меня никогда не будет!
Никакой зависти! Мне реально жаль таких людей. Приходится кормить бездельников. Вот такой круговорот рабства в сегодняшнем мире: богатые — это обслуга своей обслуги.
— Так как, Ян, вы слывете человеком много читающим, то спрошу — какая литературная героиня более всего близка по духу?
— Я думаю, Васса Железнова. Я ее обожаю, я ее люблю, я ее уважаю. Она права была во всем. Баба подняла такой бизнес, а потом столкнулась с бездарностью детей. Я ее просто понимаю. Я понимаю ее одиночество с точки зрения поговорки, которая мне нравится — «Для камердинера нет великого человека». Дети конечно хотят сюськи, пуськи, сиську, мамку, — и мамка целый день сиди с ними, нянчься! А мне кажется — не надо! Мне кажется — своим примером надо воспитывать настоящих людей. Я всю жизнь пахала на работе. А у меня и дочка теперь с утра до вечера пашет. У нее теперь свой бизнес хороший. Я ее поддерживала только в образовании. Детям надо давать удочку, а не готовую рыбку. Пусть она в двадцать лет меня не понимала, но сейчас, с каждым днем — все больше и больше. Васса просто не дожила до того дня, когда дети ее поймут. И в отличии от нее, обо мне нельзя сказать «деловая, но не счастливая». Я и деловая, и счастливая! Хотя и с четвертым мужем сейчас живу, но грех жаловаться на личную жизнь. Дружу со всеми прежними. Мне кажется, это такая ненастоящая, показная обида капризных дам, когда они при разводе не дают мужьям видеться с детьми, не общаются! Как можно вычеркнуть кусок своей жизни? Она же была! Вы вдвоем ее строили! А потом — вроде как ее не было? Ну первые недельки после разрыва можно подуться, ну месяц там… А после? Поделить ребенка пополам? Поэтому я никогда не строила мужьям никаких козней, ребенка отцу всегда давала… Что в этом плохого? Был у нее один дом, а стало два! Захотела — там пожила, захотела — здесь! Так что интересы дочери ни в чем не были ущемлены. А что касается лично меня, то для каждого возраста на мой взляд у женщины должен быть свой мужчина.
В молодости мне хотелось престижного мужчину, и у меня появился муж — известный художник. Позже я заметила, что престижность мужчины — не залог счастья в браке, что я сама — престижная женщина, что полагаться на мужей вообще не стоит, так как с возрастом любой из них может увлечься молодухой, и только следящая за собой и много работающая женщина сможет пережить предательство достойно и найти мужу замену. Как можно сидеть дома с детьми по десять лет? Муж — предаст. Дети — пошлют на хрен, так как выросли. Этот сценарий столько раз проигрывался в жизни! Ну почему еще есть женщины, которые не понимают, что конец этой обыденной истории в 99 процентах один? Занимайтесь собой! Вкладывайтесь в себя! В свое образование! В свое развитие! В свою карьеру! Вполне в наше время все можно совмещать! Как раз в то время, когда мы разошлись с мужем, и я осталась одна с дочерью на руках, я умудрялась учиться в двух институтах учиться помимо двух работ.
— Может быть раньше время другое было? Легче было устроиться на работу, чем сейчас?
— Нет! И сейчас есть девчонки, которые крутятся. Но их мало. Остальные, ленивые, рот раззявят: «Ай, ничего не успеваю!».
— Наверно мешает понимание, что они работают «на дядю». При коммунизме ж работали все на себя!
— А что сейчас мешает пойти мыть полы к примеру в театр? Я сама подрабатывала уборщицей в театрах. Посажу дочь в зале, а сама — мыть полы в фойе и коридорах. Как-то посчитала сколько раз она у меня смотрела «Сон в летнюю ночь». Получилось где-то за восемьдесят. Это означает, что она реально знала спектакль Шекспира наизусть. И я и сейчас сутками работаю. Персонал разошелся по домам в шесть часов — им на все наплевать, ни у кого практически никакой ответственности. А я и дома к ночи появляюсь — до трех работаю. Встаю в восемь — опять по новой. Так кто на кого работает? Это я добываю им средства к существованию!
Lo — от слова Love!
— Яна, мы встретились накануне женского все же праздника. Какое 8-е марта было самым запомнившимся?
— Я не люблю праздники. Они для меня грустны. Я их избегаю и прячусь от всех. Уезжаю куда-нибудь. Еще с советского времени не люблю типичные, стереотипные поздравлялки с букетами. В этом году я единственный раз появилась на работе на следующий день после Дня рожденья. И ребята меня порадовали: газету смешную сделали, обыграли как-то поздравленье, с хлопушками всякими… И это единственный раз за многие годы, когда я подумала, что праздник — это приятно.
— Совет какой-то женщинам может дать не только талантливый дизайнер моделей одежды Lo, но и креативный директор красивого одноименного журнала?
— У нас мешок писем от женщин. Хотите верьте, хотите нет. И все пишут об одном — нет мужика. Это правда: мужчин мало, их реально не хватает. Но если б вы знали, скольких я отдала замуж…
— Так вот откуда этот слоган в магазине: «Улучшаем личную жизнь миллионам!»
— Да. Практика показала. Если женщина четко последует моим советам, уже не раз было, — через месяц ей сделают предложение. Я не даю гарантии, что брак продлится долго. Если вы — стерва или мегера, я не смогу заставить его жить с вами долго. Но предложение он безусловно сделает. Женщины не дооценивают одежду и свой внешний вид. И очень простой совет: чтобы поменялась жизнь, сделайте прямо сейчас что-то то, чего никогда в своей жизни не делали! Вот вы не можете выйти замуж… Все начинают навешивать ярлыки… Этот венок безбрачия… Венец… Вы начинаете бегать по бабкам, которые снимут порчу… А лучше сядьте перед зеркалом и подумайте… Носили джинсы? Купите платье! Красили волосы в черный? Осветлите! Вытирали нос руками? Сшейте под разную одежду несколько стильных носовых платков!.. Поменяйте некоторые привычки — и изменится жизнь!
Чтобы мужчина в вашу душу проникнул, он вообще должен с вами заговорить. А чтобы заговорить, сначала — заметить вас. Станьте ухоженной! Женственной! В платье! В туфлях на каблуке! С улыбкой до ушей!
Сейчас начинается весна. Наденьте пальто с платьем. Хорошо, если одной длины. Сядьте в метро… Или в электричку… Зайдите в кафе… Положите на коленки книжку. Что читают приличные девушки? Дарью Донцову… Или хотя бы Кортасара… Поглядывайте в окно и улыбайтесь!
Давала этот тупой совет сотням девушек. Проверяла на себе неоднократно.
Можно компанией. Но не ведите себя как самодостаточные гопницы-сплетницы. Парни не подойдут, если вы болтаете без умолку. Они просто будут думать, что вам никто не нужен в принципе. Беседуйте друг с другом легко и ни о чем…
— А какое самое романтичное знакомство помнится наиболее всего?
— Самое романтичное — с моим вторым мужем, художником. На Малую Грузинскую попасть было невозможно в брежневские времена. Там размещалось отделение художников-графиков. По пять часов стояли люди на морозе, чтобы пройти на выставку. А я в очередях стоять не любила. Всегда говорила: «Я иду устраиваться уборщицей». Что собственно было недалеко от правды. Меня везде пускали, я заходила в зал и смотрела, что хотела. Здесь также прошла. Про Ваню Новоженова я давно слышала. И тут вдруг увидела его картину, которая меня просто поразила. Я раздобыла его телефон, позвонила и спросила: «А картина ваша сколько стоит?». Он мне какую-то цифру назвал… А в ответ — тишина… Настолько она меня оглушила. У меня были какие-то кольца золотые, которые я могла бы сдать в ломбард и как-нибудь выкрутиться… Но тут такая цифра была, что какой там ломбард, девочка? Квартиру надо было продать! И вот он, не дождавшись ответа, и спросил снова: «А ты вообще кто?». Я растерялась и промямлила: «Уборщица». Он усмехнулся: «Слушай, уборщица, тысячу восемьсот найдешь?». Это тоже конечно были деньги запредельные по тем временам, если средняя зарплата была сто рублей. Но я так орала: «Ура», — потому что поняла, что найду нужную сумму! И он мне сам эту картину припер, так как захотел посмотреть, что за ненормальная уборщица такая… Потом стал звонить… Потом стал моим мужем… Но с возрастом, как я уже сказала, хочется уже более размеренных отношений, а с Ваней это было невозможно.
Сейчас дочь учу: не торопись замуж, не бросайся на понты и бабников, как когда-то моя мама меня. «Любишь, — говорила, — мужиков, за которыми в очереди постоять надо?». Да, любила пирог сообща есть, чем давиться г…м, извините, в одиночку… А нынче вот как-то произошла переоценка ценностей. Хочется банальной верности и духовной близости.
— И напоследок такой мудреный вопрос. Сама его не поняла, но на всякий случай пришел он мне в голову в связи с профессиональной принадлежностью к миру моды… Жить, чтобы шить? Или шить, чтобы жить?
— Наверное… Шить, чтобы жить… Ой, нет… Жить, чтобы жить… Или наоборот… Да скорее всего ни то, ни другое! Потому что самый большой кайф с моим острым умом — это стихи и проза. Все остальное — искусство прикладное. Я столько души вкладываю в одежду, а видна ли она так, как видна в художественном рассказе или романе? Ну разве только, когда за женщиной в моем платье остаются штабеля мужиков сзади…
— Надо вас на программу «Давай поженимся» в качестве свахи!
— У меня просто времени нет им позвонить. Но каждый раз, когда включаю телек, думаю: «Мать твою! Кто одевает этих невест? Если б их одевала я, за ними драка б была!». Они либо безграмотно, либо безвкусно, либо бездарно одеты! Это же элементарно, классически, — запомнить, что сначала впечатлить должна одежда, а потом внутренний мир!
— Как бы нам логически резюмировать разговор «за жизнь»?
— Возможно, это хорошо, что я не совсем удовлетворена своей жизнью. Была б удовлетворена — значит «здравствуй, скука», надо идти вешаться. А так я всегда в поиске… И это и есть жизнь…
© Юлия Руденко
Поделиться ссылкой:
Опубликовано: 10 марта, 2014
Категория: No problem?, Королевство Творчества, Бизнес, просто бизнес, Звездный мир
Комментарии: 1
Комментарии
Pingback от Просто любить жизнь » ЛАНА КИСЕЛЁВА: «Мои модели — разового исполнения!»
Время: 30.03.2018, 2:18 дп
[…] история… — А как случилось, что ты пришла в Дом Яны Недзвецкой? — Кстати, про Яну Недзвецкую… Она мне очень […]
Написать комментарий