КАПЛАНОВСКИЕ ВСТРЕЧИ
Бесспорно, фамилия Каплан вошла в историю как фамилия некой Фанни, стрелявшей в Ленина. Александр КАПЛАН, устраивающий некие творческие вечера в Москве, — совсем другая история. Его судьба, на мой взгляд, знаменательна и поучительна для других мужчин своего рода подвигом нашего времени во имя одной из своих дочерей. Врачи при рождении ставили Маше не слишком приятные диагнозы, пророчили отсутствие развития и предлагали отказаться родителям от ребенка. Однако, как по-настоящему сильный мужчина, Александр Абрамович не только не пожелал с супругой отдать в интернат свою Машеньку, он еще и открыл Благотворительный фонд «Добро победит» для таких вот сложных детей. Сейчас Маша превратилась во вполне приятную девушку и даже однажды спела на сцене дуэтом с Олегом Митяевым…
Будем знакомы
Стены ресторана «Хамовники» частенько теперь видят дружескую компанию бардов. Так и на прошлой неделе здесь собрались давние друзья Александра Каплана, чтобы отметить Новый год. Пока зал заполнялся, я познакомилась с некоторыми гостями. Сергей Локшенов, к примеру, главной любовью своей жизни считает туризм, но к Александру Абрамовичу на бардовские посиделки приходит регулярно третий год.
Пока рассматривались меню и осуществлялись первые заказы блюд, Маша Каплан очень красиво исполнила популярную песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
И вот вечеринка открыта:
— Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады вас приветствовать снова в этом уютном зале на встречах Александра Каплана, — говорит ведущая Ирина Мазия. — Этот вечер у нас необычный. Он происходит в преддверии Нового 2012 года, года Черного Водяного Дракона. Он начинается 23-го января 2012 года и будет заканчиваться лишь 9-го февраля 2013 года. Почему «черного»? Тьма, ночь, полярное сияние – такой у нас Дракон! Он яркий, он необыкновенный! Еще и «водяной»! Вода – это стихия! И вот сегодня у вас будет небольшая репетиция перед встречей такого стихийно-полярного Нового года. Настройтесь на хорошее настроение! И на эту сцену я приглашаю автора-исполнителя, члена Союза писателей Ирину Комарову! Встречайте, пожалуйста!
Две красивых лиричных песни как будто обволакивали своим звучанием всех присутствующих.
«…И в будущей жизни в Париже у Нотр-Дам де Пари
Получит свое продолжение история нашей любви…»
«Я иду по твоим дорогам, я иду по твоим следам,
Мне осталось совсем немного, чтобы встретиться завтра нам.
Я иду по твоим дорогам, я ищу тебя вновь и вновь,
И со мной по свету бродит колдовская моя любовь…»
Честно говоря, тема Франции – для меня немного больная тема. В этой стране многие годы скрывается от алиментов мой бывший супруг, а российская Служба судебных приставов только разводит руками. Но, тем не менее, я беру себя в руки и продолжаю слушать авторскую программу, которую как раз таки и назвало Межрегиональное творческое объединение «Мотив» — «Я люблю по-французски».
— Наша сегодняшняя программа — это музыкальный рассказ о любви, как вы догадались. О любви, которая длится не одно десятилетие. О любви, которую испытывают друг к другу французский сердцеед, романтик Шансон и русская, задушевная красавица Песня. И, я думаю, что сегодня вы будете не просто пассивными слушателями, а и станете активными участниками нашего рассказа. Поэтому я прошу: пойте с нами и танцуйте! – говорит Марк Аксенов.
— Дорогие друзья! У нас сегодня необыкновенное выступление. Завтра исполняется пять лет со дня нашего первого выступления… Итак, часть первая. Историческая. Петр Ильич Чайковский, «Старинная французская песня», — вторит ему Светлана Ермакова.
Исторические ракурсы дуэта «Мотив» постепенно приводят гостей к временам их молодости. И тут уже залихватски звучит «Цыганочка», под которую пошли в пляс первые танцоры.
Потом вспомнили про Ив Монтана, приехавшего в Москву в 1966-м году, про Антуана де Сент-Экзюпери – французского летчика, песню про полеты которого и исполнил вдохновенно Марк.
Отголоски любви
«Я люблю, я люблю, я люблю!..» — эти слова постоянно повторяются во французском народном романсе, который в нашу страну вошел в середине прошлого столетия с Михаилом Гулько. Популярный в те годы певец шансона очень часто выступал в советских тюрьмах, а в 80-е годы эмигрировал в Нью-Йорк.
«Проходит жизнь, проходит жизнь,
Как ветерок по полю ржи.
Проходит явь, проходит сон,
любовь проходит.
Проходит жизнь, и всё прошло,
и жизнь прошла
И ничего нет впереди…
Лишь пустота, лишь пустота
И я прошу: не уходи!» —
так заканчивает петь Марк Аксенов, чередуя русскую речь с французской.
— Арам Хачатурян, хореографическая сюита «Маскарад», — объявляет следом его партнерша из дуэта.
— Ты что говоришь-то?
— Что-то не так сказала?
— Да нет, в принципе все так. Только не Арам, а Владимир Семенович. И не Хачатурян, а Высоцкий. И не хореографическая сюита, а русская народная, немножко блатная, немножко сумасбродная, с легким французским акцентом песня «Бал-маскарад».
«Сегодня в нашей комплексной бригаде
Прошел слушок о бале-маскараде, —
Раздали маски кроликов,
Слонов и алкоголиков,
Назначили все это — в зоосаде.
«Зачем идти при полном при параде —
Скажи мне, моя радость, Христа ради?»
Она мне: «Одевайся!» —
Мол, я тебя стесняюся,
Не то, мол, как всегда, пойдешь ты сзади.
«Я платье, — говорит, — взяла у Нади —
Я буду нынче как Марина Влади
И проведу, хоть тресну я,
Часы свои воскресные
Хоть с пьяной твоей мордой, но в наряде!»
Ох, и развеселился тут народ в «Хамовниках»! Кадриль, которая вдруг, казалось, сменила юмореску Высоцкого, втянула в танцы почти всех! И тут снова музыканты вернулись к «Балу-маскараду», так легко, как будто это одно целое с «Кадрилью».
— Мог ли предполагать Владимир Семенович, что пройдет три – четыре года, и Марина Влади станет его женой, и даже сама будет исполнять его песни!? – отправляет танцоров отдыхать своим речетативом Светлана Ермакова, и тут же перебор гитарных струн переносит нас в грусть и печаль:
«Я несла свою Беду
по весеннему по льду,
Обломился лёд — душа оборвалася,
Камнем под воду пошла…»
Сейчас Марине Влади 73 года. «Прошло столько лет, – рассказывает она, – а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии… и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо». Такая сильная была любовь…
Да, уже более 30-ти лет как нет Владимира Высоцкого и французского гения Джо Дассена, а их песни живут и волнуют сердца людей.
Тайное интервью
Украв ненадолго Александра Абрамовича в тайную комнату ресторана, я задала ему несколько вопросов. Например, «чем отличается деятельность Фонда «Добро победит» от других благотворительных фондов».
— На самом деле очень многие фонды сейчас замечательно работают, — начал свой рассказ Каплан. — Мне до них далеко. В ближайшее время я встречаюсь с директором Фонда Чулпан Хаматовой. Они запустили недавно интересные технологии. Те люди, которые сейчас открывают свой вклад в «Сбербанке», тем самым помогают и больным детям. Кусочек процентов с этого вклада идет в Фонд Чулпан Хаматовой. «Добро победит» пока еще с таким размахом не работает. Но мы много организовываем творческих вечеров и спектаклей для больных детей.
— То есть вы считаете, что политика нашего государства не достаточно рассчитана на поддержку детей-инвалидов…
— Нет. Честно говоря, мне не интересна политика. Я считаю, что люди добиваются своих задач в разных экономических состояниях страны, в разных кризисах, при разной политической власти. Да, мне было тяжело: я вот год пробивал нашу бюрократию, хотел создать Центр дневного пребывания для инвалидов после 18 лет. Все, что есть в государстве сегодня – это для детей-инвалидов до 18 лет. А проблема же существует и после! Так и надо организовать таким людям социальную жизнь. И я, как научный работник, посмотрел на проблему в комплексе. Из моей схемы улучшения жизни инвалидам вышло пять проектов. Первый я уже кратко обрисовал. Он самый актуальный. Ведь как помочь родителям, недуги детей которых не отпускают их от себя? Надо сделать Центр дневного пребывания для больших ребят!
Я пробил все-таки этот вопрос. Сейчас мне выделили помещение на 860 кв. м., намечено 26 человек по штатному расписанию. Это будет за счет Правительства Москвы. И в будущем году мы его откроем. Правда, просил Собянина, чтобы в каждом районе Москвы был такой Центр. Но до этого еще не дошло… Надеюсь, что ПОКА не дошло!
Другой мой проект посвящен интегрированному загородному Центру постоянного проживания детей-инвалидов. Случайно нашел место в Сергиево-Посадском районе. Там рядом лавра, горячий ключ… Там разрушенный храм восстанавливает известный пианист Юрий Розум, строит рядом приют – гостиницу для молодых талантов и концертный зал. И, когда я увидел все это, то загорелся – Центр нужно строить именно там.
Еще одна моя давняя задумка – наука. Хочу объединить специалистов, которые занимаются проблемами детей, в научный центр: и медиков, и педагогов, и др. Один из продуктов данной ассоциации чтобы был – база данных для родителей. Потому что когда случается беда, они ничего не могут сообразить: куда и к кому бежать за эффективной помощью. Я очень хорошо это понимаю, потому что я в этом варился сам много лет.
А потом… однажды мне подарил свою книжечку скульптор Григорий Потоцкий о Международной Академии Доброты. И я воодушевился идеей благотворительных концертов в детских домах и школах. Дети с удовольствием восприняли наши такие «гастроли» — вовсю подпевали. Машка моя выучила несколько песен на иностранном языке. Родители звонили и благодарили нас. И теперь многие педагоги и директора школ, лицеев, гимназий частенько приглашают нас к себе.
— Александр Абрамович, а о своей семье немножко расскажете?
— После школы мне очень «повезло». Я закончил ее с золотой медалью. Но это был единственный год, когда отменили все привилегии, и мне пришлось поступать на общих основаниях в МЭИ. Причем родители «поддержали»: «Ты что с ума сошел? Ты не поступишь!». Я с трудом, но поступил. Пришел на занятия первого сентября. Была математика. К доске вызвали одну девочку. Смотрю – соображает. И сразу почему-то решил: будет моей женой. Мы долго просто дружили. Потом надоели друг другу. А после все-таки поженились… Двое детей у нас, две девочки. У старшей сложно судьба сложилась. Мы все внимание уделяли младшей, так как нам сразу сказали: не будет ни ходить, ни говорить, сдайте в интернат и не мучайтесь.
Вот за много лет общения со своей сложной дочерью, я понял, в чем главная идея педагогики. Надо найти в человеке то, что он будет делать в охотку. И вот это в нем постоянно развивать.
И в чем секрет моего такого бодрого состояния духа в таком возрасте? Когда занимаешься благими делами, силы сами появляются. Я работаю как молодой: с шести утра до часу ночи. Сейчас приеду домой, выпью бутылочку пива с рыбкой. Усну. А в шесть утра я уже буду за компьютером. И такой график я выдерживаю только по одной причине: не спеша и в охотку! Надо все делать с удовольствием!
Долго пообщаться с энергичным и позитивным Александром Абрамовичем нам не дали – друзья утащили его на сцену, где он и поздравил одного из них: юбиляра Влада Белоногова, директора журнала «Only for best». Тот от души поблагодарил: «Александр Абрамович умеет создавать праздничную атмосферу для всех, кто попадает в сферу общения!».
Хотелось задержаться здесь действительно до наступления Нового года. Но праздник, каким бы хорошим ни был, никогда не будет чувствоваться таким, если не будет будней, обычных и серых. Георгий Топчеян что-то пел из репертуара барда Семакова, а я спешила на электричку…
Поделиться ссылкой:
Опубликовано: 23 декабря, 2011
Категория: Ну-ка, ну-ка, посмотрим..., Королевство Творчества
Комментарии: 1
Комментарии
Комментарий от Елена Ивановна
Время: 25.12.2011, 9:37 пп
Давно знаю и уважаю Александра Абрамовича! Спасибо, что такие встречи были, есть и продолжаются!
Написать комментарий