ЛЕГКИМ ДВИЖЕНИЕМ РУКИ «МАШИНЫ ЖИЗНИ» ПРЕВРАЩАЮТСЯ…
В свете последнего взрыва президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, мне стало окончательно ясно, что все мы под богом одним миром мазаны. И застраховаться от вероятности того, что в какой-то момент любому из нас на голову не упадет кирпич, можно. Но… она не станет от этого невозможной, что самое обидное. Как в том анекдоте, который напомнили мне при встрече мои собеседники — руководители
московского представительства международной компании бронированных автомобилей «АRМЕТ» Степан ДОРОНИН и Павел ЛОБАНОВ. Помните? «Чего он такой счастливый ходит – в этой каске?» — «Да кирпич все-таки упал. Теперь все время ходит и улыбается!»…
— Знаете, с удовольствием посмотрела в воскресенье подробный сюжет про машину президента Ингушетии в «Главном герое» Антона Хрекова. Действительно ли это авто отвечает параметрам максимальной защиты?
Степан Александрович тут же берет пульт со стола, нажимает кнопку, и на экране – тот самый сюжет в записи. Он комментирует:
— Очень многие фирмы, занимающиеся бронированием автомобилей, вкладывают огромные деньги в свою рекламу. Но когда от машины ничего не остается, какие могут быть вопросы? Все решает количество денег в твоем кошельке…
— Внешне машина ничем не отличается от обычной после того, как автомобиль первых лиц покрывают бронью за счет сотни таких вот деталей… – слышится с телевизора.
— Вот если вы напишите, что «машину покрывают бронью», над вами будет смеяться половина читателей, думаю. Так говорить нельзя! Ну что это? Как будто машину оббивают жестью… На самом деле бронелисты находятся внутри. И когда девушка говорит о защите от Калашникова и СВД как от самых «пробивных» видов оружия, то это тоже неграмотно! Пойдемте, пока кофе остывает, покажу свои опытные испытания по следам известных «стрельб». Помните, было недавно громкое дело по поводу покушения на двух генералов на Смоленской набережной Ямадаева и Кизюна? Сидели в бронированном «мерседесе», курили… Парень подбежал и с пяти метров пострелял. Так вот в «МК» написали, что «да, стекло там защищает от В-6, но если бы он стрелял долго, то все бы разрушилось». Мне стало интересно. Мы приехали в тестовый центр, сымитировали этот случай и… постреляли вот это вот стекло (в углу кабинета стоит толстенный кусок стекла с разбегающимися в разные стороны трещинами).
С пяти метров, в штативе — пять выстрелов в одну точку! И – стекло цело! Здесь тоже пять. А здесь – десять!!! Но паренек так не мог сделать, потому что у него не было штатива!!! Но в приоткрытое окно, хотя и с бронестеклом — попал!
А автомат Калашникова… Чтобы его упоминать в качестве самого страшного современного оружия – нужно жить в прошлом веке. Потому что на сегодняшний день существуют оружия, превосходящие его по силе! Чтобы сделать защиту от самых максимальных по силе пуль, нужно в обшивке
применять вот такой вот композитный броне-керамический материал.
— Этот материал отличается чем-то от других?
— Конечно! У многих бронеровщиков используются просто бронелисты. А броня легко прожигается. И когда говорят, что наши бронемашины самые лучшие, потому что проверены СВД и Калашниковым, это звучит весьма расплывчато. Потому что сразу возникает вопрос: «КАКИМИ БОЕПРИПАСАМИ автомата Калашникова?». Здесь на стенде представлены различные боеприпасы к автомату. Вот, например боеприпас с пулей БЗ, по российскому ГОСТу Р50963-96, класс 5-А. Для автомата Калашникова это самая высокая степень пробития брони.
А вот эта пуля с закаленным сердечником (ТУС), которая намного мощнее обычной ПС-43, одной из самых распрострененных в мире, но не самой сильной, в смысле пробития, ведь разработана была в 1943 году. Сегодня у нас-то уже двадцать первый век! Европейцы испытывают максимальную защиту боеприпасами соответствующими уровню B-7. Это обычная бронебойная пуля. А наши вот пули, опять же бронебойно-зажигательные – они имеют окраску красные с черным – так они броню прожигают, потому что тут совсем другой принцип: не просто пробить железо, а — прожечь.
Почему мы в защите используем керамику? Керамике прожигание не страшно! Керамика — она но двух тысяч градусов выдерживает, и чуть-чуть только разрушается от силы удара, а броня сзади — держит.
— Вы не производите бронемашины?
— Мы разрабатываем новейшие защитные материалы и используем их при защите бронеавтомобилей собственного производства. Наша сталь около 4-х миллиметров, она останавливает обычный Калашников (пуля ПС43). Но есть новые пистолетные боеприпасы, которые пробивают её насквозь. Их еще не внесли в российский Стандарт. ГОСТ разработан был в 96-м году, и с тех пор особо не пересматривался. А новое оружие и новейшие боеприпасы к нему выходят постоянно. И… говорить «вот это — Калашников, а это – СВД, и выше нет» неразумно. Вот, например, перед вами совсем новый Калашников сотой серии, под калибр НАТО и американский, это 7,62х51мм, с нашей пулей, 7Н13 от СВД, с закаленным сердечником, он будет помощнее чем уровень В7. Это, 5,56х45мм – стандарты американский и стран НАТО. Но опять же с нашей пулей — с закаленным сердечником. Обычные пули — они при встрече с броней мнутся, гнутся и отлетают. А с закаленным сердечником – насквозь пробивают броню.
Снова на экране «Главный герой»:
— У меня в руках самая настоящая броня. Ее толщина 7 мм. Это очень высокая степень защиты!..
— Высокая, но не максимальная! — комментирует Степан Александрович. – Это соответствует уровню В6. А максимально в Европе — В7 в России — класс 6А.
— Реально очень тяжелая, — вещает Антон Хреков. — Видны следы от пуль…
— Тяжелая, это да!
— Вмятины очень небольшие. Бронесталь. Действительно в России такие бронетранспортеры представительского класса делает тот, кто не раз скидывал на броне настоящего танка…
— У нас похожая броня, аналогичная, только не 7 мм, а 6,8мм. Она держит пули даже с закаленным сердечником. В такой машине же вес идет на граммы! Чем тоньше и чем лучше держит — вот главное преимущество бронеавтомобиля!
— Степан Александрович, а как обычно происходит процесс бронирования?
— Машина полностью разбирается, инсталлируется бронекапсула, потом собирается. Говорится просто, но есть масса нюансов. Например, нужно усилить подвеску. Допустим, есть разница, если вы ведете машину пустую, или в нее село пять человек? А когда в ней добавочная тонна брони плюс пассажиры? Конечно, в ней должны быть все необходимые усиления.
Причем, такие фирмы, как Daimler очень щепетильно относятся к процессу бронирования их продукции сторонними организациями. Им запрещается использовать логотипы Mercedes Benz на машинах прошедших переделку дабы не порочить имя Mercedes! Для руководства фирмы большая проблема не то, что в России забронировали её продукцию, а то, что не спросили разрешения!
— Мерседесы Медведева и Путина бронированы в России или в Германии?
— Да вы что — «у нас»? Конечно в Германии!
— А почему? Вы не знаете?
— Если бы можно было здесь делать хорошие бронеавтомобили, думаю, они бы здесь делали.
— Мы Германии не конкуренты, значит?
— Совершенно!
— А в чем это выражается?
— В конечном качестве работы. Не может быть конкуренции бронированию, которое происходит на стадии сборки автомобиля, т.е. заводского бронирования.
— Как же повысить сейчас качество российского производства? Мне кажется, российский продукт всегда был настолько основательный и прочный, что очень жаль этой утраты.
— Было. Полностью согласен с вами. Я сам здесь живу и патриот России. И очень уважал автомобиль «ЗИЛ-4105, 41051, 41052».
— У нас в принципе не возможен сейчас выпуск заводских бронированных авто?
— Ну как можно Мерседес бронировать по заводскому циклу в России. Если только будет построен сборочный завод, да и то?
— А ЗИЛ?
— Тогда делали, а сейчас остановили выпуск. Вот у меня тут фотография сохранилась с этого завода: как выключили тогда станки, так они и стоят на том же месте.
— Неужели все так уж упирается только в деньги?
— Ну… Заводской бронированный Мерседес в России обходится где-то полмиллиона евро. А любая компания, которая хочет его забронировать, покупает Мерседес в салоне, разбирает его, бронирует, собирает и продает. Машина очень высокотехнологичная. Там столько всякой электроники и аппаратуры, и если на нее эту тыщу килограмм положить, то она может и не выдержать! Это надо настройки компьютеров всех менять. Настройки, которые отвечают за подвески, которые отвечают за работу мотора, за работу переключения коробки скоростей… Почему у немцев это стоит так дорого? Они в заводских условиях изначально делают все эти настройки. Они усиливают необходимые рычаги, детали кузова.
Если вы обратили внимание – у машины Евкурова был люк. То есть крыша – слабая! Оригинальные шестисотые и пятисотые Мерседесы продаются с люками, кроме бронированных. Если они бронируются в Германии, то изначально берется кузов от пятисотого, т. е. без люка. И крыша получается монолитная. Поэтому очень легко отличить Мерседес, который бронирован в Германии, от того, который был сделан в другом месте: в Чехословакии, в Польше, в России, на Украине, еще где-то, потому что там всегда будет
присутствовать люк.
— Как долго в «АRМЕТ» выполняют заказ? Или клиент выбирает из того, что есть?
— Нет, из «того, что есть» сейчас никто не делает. Во-первых, машина дорогая. Одному нравится красный цвет, другому черный, третьему серебристый, потому что на юге будет использовать к примеру. Потом… какая внутри планировка? Сколько мест? Какие сиденья? Одно дело – прийти готовое купить, и совсем другое – если вы вкладываете такие деньги, получить то, что хотите. Опять же – важны условия будущего использования машины.
Вот смотрите на примере Шевроле Сабурбан. Сначала полностью разбирается. Потом начинается бронирование: установка потолочных плит, козырьков, а затем на эти козырьки сверху кладется стекло на специальном герметике, чтобы оно не просто так было, а внахлест, чтобы именно бронекапсула получилась. И напольное покрытие вы видите. Мы используем в напольном покрытии свои разработки, не как некоторые броню используют. Для пола броня не очень хороша, потому что форма пола всегда
специфичная, и наш материал – он мягкий, по полу кладется, проклеивается, и соответствует почти на сто процентов рельефу пола. Поэтому ковролин, который был снят до этого, он впишется как в свое родное место. Опять же, броня напольная при подрыве – она передает энергию внутрь, а это напольное покрытие гасит энергию взрыва. Оно многослойное, и вся энергия взрыва гасится именно на то, чтобы один слой отошел от другого. Нам же важно, чтобы не машина цела осталась, а люди! Люди же могут погибнуть даже от динамического удара, потому как бронекапсула – вещь замкнутая, не имеет специальных капсул сброса давления.
— Павел Евгеньевич, что по-вашему главное в машине? Бронь? – обращаюсь к коллеге Степана Александровича. — Не могут же все пересесть в бронированные автомобили и защититься от, скажем, терроризма?
— Главное в машине – это водитель. Его мастерство, безусловно. Около десяти лет я работал в гараже особого назначения. И не надо ничего выдумывать по поводу этой работы. Достаточно прочесть «В августе 43-го».
— Я много книг читала, но эту, к сожалению, нет. Расскажите вкратце.
— 43-й год. Белоруссия. Наступление советских войск. Большая диверсионная работа со стороны Германии. И выходит постановление Сталина по поводу военной тайны. Кстати, дедушка мой был майором НКВД. И вот там одна из директив, в частности, гласит о том КАК нужно охранять генералов и высших офицеров Вооруженных сил Советского Союза.
— И вы для себя что-то оттуда, видимо, почерпнули?
— Да, можно почитать директиву и сравнить с тем, КАК охраняли президента Ингушетии. Ни в коем случае так нельзя охранять президента, сопровождать его автомобиль! Должна была сработать охрана. Машина прикрытия должна была идти в кортеже с правой стороны, защищать дверь охраняемого лица. Таков порядок всегда и для всех.
— А у Дмитрия Анатольевича Медведева с правой стороны всегда едет машина прикрытия?
— У Дмитрия Анатольевича всегда. Да и не только у него, а и у всех охраняемых лиц государства. Есть закон о государственной охране Российской Федерации. Есть ряд других документов, которых федеральная служба охраны РФ строго придерживается.
— Ой, ну вот так со стороны посмотришь – эти охранники словно глыбы какие-то. Как их куда поставили, так они и вросли в это место. Мне кажется охранник должен быть незаметным и гибким, очень подвижным, с развитой интуицией, предвидеть опасность, предчувствовать, если хотите…
— Безусловно. Чтобы поступить на службу в Федеральную службу охраны человек проходит медицинскую комиссию. Если человек устойчив, как в старые русские времена говорили, ведет себя адекватно, он допущен к выполнению служебных обязанностей. Но, в данной ситуации он должен был тупо, извините, исполнять свои обязанности. То есть основная машина должна была быть между машиной-лидером (впереди), машиной прикрытием (справа-слева), машиной сзади. Вот если б так было! А если б еще водитель Евкурова нажал педаль и ускорился, да ЧП б не случилось! Да плюс сама машина Евкурова не такая, какая нужно. Я считаю, что этот автомобиль сделан не по тем стандартам, по каким должен быть сделан автомобиль Президента. Результат покушения удручающий — погиб охранник президента, погиб водитель президента. Каково сейчас состояние президента Евкурова на самом деле? По телевидению показывают расплывчато.
— Так чем же, по-вашему, бронь машины Евкурова была не та бронь, которая нужно?
— В прессе много было сказано о том, что это «машина жизни». В 2005-м году в той же самой Ингушетии было совершено покушение на господина Зязикова, который был охраняемым лицом. В том же самом месте. Ну чему-нибудь это должно наконец научить первых лиц Ингушетии, да и вообще тех, кто нуждается в охране? Разве можно экономить на своей жизни, если есть деньги? Вряд ли они кому пригодятся на том свете!
Поделиться ссылкой:
Опубликовано: 7 июля, 2009
Категория: No problem?, О политике и политиканах, Бизнес, просто бизнес
Комментарии: 1
Комментарии
Комментарий от Бандерас
Время: 07.02.2012, 12:17 пп
Очень интересно было почитать мнение профессионалов. Спасибо!
Написать комментарий