БРЭНД ИЛИ КАЗАТЬСЯ?
Однажды, еще в школьные годы, на меня произвела впечатление книга Сергея Львова под названием «Быть или казаться?». Автор увлеченно рассуждал о тонких материях справедливости, подлинности чувства ответственности за судьбу близких людей. Тогда еще российское общество не было нацелено в массе своей на рыночные отношения, приоритеты расставлялись, начиная с воспитания молодежи, а не с содержимого кошелька…
Как и чему эту самую молодежь учить сегодня, если взрослые во всеуслышание утверждают, что купить можно все? Об этот вопрос в девяностых сломали копья многие педагоги, дискутируя и переживая за будущее страны. Страна только к этим педагогам не прислушалась и пошла другим, капиталистическим, путем. Новой России понадобилось почти два десятка лет, чтобы перестроить свое мышление и устройство на манер запада. Принесет ли это обезьянничание добрые плоды – покажет время. Но уж больно сомнений много!
Одними из привитых мировоззренческих особенностей нынешних реалий стали мир гламура и мир офисов. Две философии. Две, в принципе, не такие уж разные по ощущениям субстанции. Читая роман Оксаны Робски, смотря канал «МузТВ» или оформляя документы в каком-нибудь «Райффайзенбанке», ты вольно-невольно начинаешь задумываться о том, имеет ли значение глубина твоего внутреннего мира? Может быть главное – твое внешнее проявление себя? В дорогой одежде, в дорогой машине, в пентхаусе на Рублевке, наконец? Или одно другому не мешает, и можно найти компромисс между «быть» и «казаться»?
Издательство Московского Культурологического лицея № 1310 «Лицейское и гимназическое образование», с которым я начала контактировать в сентябре прошлого года, давно работает с «пишущей» молодежной братией разных уголков страны. Не скажу ничего нового, если замечу, что научившийся грамотно распорядиться словом обладает некой властью над другими. Стало быть, юные журналисты – это наиболее прогрессивная молодежь. Объединить тысячи школьных изданий – дело нелегкое, но издательский коллектив стабильно ежегодно собирает этих детей в Москве на весенних каникулах, и создает все условия и возможности для творческого роста, для реализации внутреннего потенциала подростков. И вот на этой волне у издателей очень остро встает проблема выбора, выбора направления цели журналистских учений. Как преподнести детям то, что Москва – давно уже не златоглавая, как пишут в учебниках, а олигархическая и продажная? Как преподнести то, что зрить важнее в корень, а не в «лореалевские» губы, капризно надувающиеся в рекламных роликах? Как научить отличать «огонь, мерцающий в сосуде» от сосуда пустого? Как зажечь искру любви к профессии «журналист», если набитые шишки из собственного опыта нет-нет да и побаливают?
К слову «эксперимент» у меня очень сложное отношение. Наша страна настолько увлечена всякого рода инновациями, что безжалостно вычеркивает важные исторические традиции под влиянием одного «неординарного» взгляда, сменяющегося другим. Но, услышав на очередном совещании руководителей школьных изданий о возможности на один день превратить школу в экспериментальную площадку для высадки команды журналистского спецназа со всей России, я загорелась этим событием и непременно захотела его воплотить в жизнь. Ведь ребята, с которыми я занимаюсь в пресс-центре, тоже смогут попрактиковаться в журналистике наравне с другими, незнакомыми, собратьями по перу, а каждый обычный ученик – почувствовать себя героем исследования корреспондента. Идея была одобрена научным руководителем Ломоносовской школы Маратом Александровичем Зигановым. Да и Ольга Геннадьевна Гладченко, заместитель директора лицея №1310, возглавляющая организацию работы этих ежегодно меняющихся 10 – 12 московских школ, пошла навстречу: посетила с ознакомительным визитом Ломоносовскую школу и дала «добро» на наше участие. Так, первого апреля в ЛШ была заброшена игровая команда «Пилот», в то время, как «ломоносовцы» в составе пяти юных журналистов под моим руководством отправились, как члены группы «Дуля рижская», в многопрофильный технический лицей №1501. Думаю, не ошибусь, если скажу, что этот день вошел в историю каждой школы как яркое, запоминающееся событие. Изюминкой его стало задание по составлению альбома-каталога с фирменным стилем школы-площадки.
Фирменный стиль – дитя как раз офисного мира. И мир этот избежать не получится, потому что он существует, он – современность, дух времени. А раз так, то старшеклассники должны научиться им владеть и пользоваться. Но не сомневаюсь, что любой профессионал, работающий в сфере разработки имиджа и брэнда, воскликнул бы, что фирменный стиль за день – невозможен! Однако, подростки доказали созданием огромного количества творческих логотипов, календарей, плакатов совсем другое.
— На мой взгляд, — поделился своими наблюдениями после проекта Владимир Нодарович Головнер, руководитель медиа-центра школы №1259 и редактор газеты «Контакт!», — фирменный стиль всегда был в России, в частности у школ, просто мы не обозначали его отдельным понятием, как это принято сейчас. Уверен, что каждый ученик ощущает некую гордость за ту школу, в которой учится. И я сам до сих пор ощущаю на себе почерк школы, которая когда-то взрастила и выучила меня! Думаю, любой человек рано или поздно начинает осознавать себя как некий социум, принадлежащий обществу. Вот в совокупности традиций, содержательных особенностей образования, культурных составляющих (будь то театральный кружок или фольклорный факультатив), учителей, которые своим поведением создают легенды, передающиеся как ценность из поколения в поколение, и находит он некую духовную подпитку. Из осознания всего этого и выведения общих идей как раз складывается то, что мы сейчас называем фирменным стилем школы.
Поделиться ссылкой:
Опубликовано: 5 августа, 2008
Категория: No problem?
Комментарии: 0
Написать комментарий