Авторский проект Юлии Руденко "Просто любить жизнь" ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКУ, КУЛЬТУРУ, ЭКОНОМИКУ















Поиск по сайту

"Я - ТВОЯ ЖЕНЩИНА!"
Слайд
Читательницы >>

Рубрики

Интервью

С Никасом Сафроновым>>

С Алексеем Глызиным>>

С Андреем Ковалевым>>

С Юрием Розумом>>

С Владом Маленко>>

С Любовью Шепиловой>>

С Верой Снежной и Андреем Гражданкиным>>

С Владимиром Пресняковым-ст.>>

С Дмитрием Варшавским>>

С Отаром Кушанашвили>>

С Андреем Константиновым>>

О сайте

Сотрудничество
Контакты
Конкурс эссе
Пожертвования
‎ ‎ ‎

Для вашего сайта

ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКУ, КУЛЬТУРУ, ЭКОНОМИКУ


Фотобанк Лори: продажа фотографий и иллюстраций

Соцсети

ИГОРЬ ВДОВИН: «В России можно легко замахнуться на огромный start-up!»

Председатель правления Национального Агентства прямых инвестиций Игорь ВДОВИН — очень энергичный человек. К своим «летам» он хорошо овладел знаниями в юриспруденции, корпоративном и банковском праве, в финансовом и инвестиционном положении экономики в стране. За плечами Игоря Александровича две диссертации: кандидатская, о правовом регулировании местного самоуправления в России, и докторская, о правовом регулировании инвестиционной деятельности.Кроме своего основного занятия сейчас – председательства правлением Национального Агентства прямых инвестиций, Игорь Вдовин преподает на кафедре Теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ГУ «Высшая школа экономики». Его профессорской деятельности не мешают многочисленные деловые поездки по стране.
Встретиться с Игорем Александровичем Вдовиным мы смогли лишь спустя два месяца после моего телефонного звонка. Он дружески протянул руку, обаятельно улыбнулся. Затем отодвинул от стола массивный стул, предлагая присесть. Сам расположился напротив. Так, за чаем и сигарой, прошла наша беседа.

— Игорь, какой-то результат есть после подписания вашим агентством год назад договоров с Северным Кавказом? Все-таки это сложный регион! Экономика стабилизируется?
— На самом деле мы сотрудничаем с Югом России достаточно долго. Не год. Одна из последних встреч президента России с главами республик Северного Кавказа и представителями крупного бизнеса показала насколько нужно внимательнее рассматривать возможности вливания инвестиционных потоков в этот сложный некогда регион страны. Позитивное обсуждение руководителями тридцати восьми компаний в плане новых объектов и проектов, показало, насколько все заинтересованы в стабильном
мирном развитии бывших «горячих» точек.
— Все-таки в чем сложность и легкость в развитии бизнес-отношений с этими республиками?
— Начнем с того, что республики по своему составу неоднородны. Существует довольно большая разница между, например, Северной Осетией и Чечней, Кабардино-Балкарией и Ингушетией. Но западными инвесторами республики могут восприниматься просто как Северный Кавказ с устоявшимся имиджем криминального региона с процветающей преступностью. И в этом как раз сложность. «Значит, при ведении переговоров и осуществлении проектов обязательства со стороны южных республик могут оказаться не выполненными», — приблизительно так думают за рубежом.
На мой взгляд, ситуация обстоит несколько иначе. Да, собственно, я имел такие же представления до того времени, пока более чётче, что ли, не познакомился с людьми, с руководителями субъектов. Уж совершенно точно могу сказать сегодня, что Северная Осетия, Алания, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия по уровню ведения бизнеса, по этике бизнеса, по выполнению своих обязательств перед теми партнерами, которые там есть, от других российских регионов не отличаются. В этих республиках довольно внятное и грамотное руководство. Есть люди, которые превосходно разбираются в ведении бизнеса и максимально готовы сделать все, что от них зависит, чтобы тот бизнес, который «пришел» на их территорию, развивался без проблем.
— Вы хотите сказать, что за время вашего сотрудничества не возникало никаких шероховатостей и трений?
— Нет, ситуации, конечно, возникали разные. Причем, когда мы с командой проехали по всем республикам, поняли, собственно, что те проекты, которые они готовят, никуда не годятся. Девяносто семь процентов из них были с нарушениями соответствующих стандартов и не могли быть предъявлены никому, кто хоть немного разбирается в том, что такое инвестиционный проект и принимает на его основе какие-либо решения. Однако, за год ситуация серьезно изменилась, и сегодня можно наблюдать те проекты, которые вполне удовлетворяют взыскательную публику в лице крупнейших компаний. Мне бы хотелось, чтобы уровень бизнеса здесь рос и дальше!
— Одним из главнейших, выбранных агентством, направлений, был туризм…
— Что касается приоритетов, думаю, что серьезная работа, связанная со стратегией развития этой части Юга России под названием Северный Кавказ, еще впереди. Выработка стратегии очень важна, потому что позволит определить приоритеты, понять, насколько экономика регионов конкурентоспособна, какие барьеры нужно устранить, куда направлять и на чем концентрировать усилия для получения результата. Все это еще впереди!
Исторически сложилось так, что туризм, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, транспортная инфраструктура, электроэнергетика были приоритетными всегда. И очень важно постоянно эти направления развивать. Туризм – вообще визитная карточка Северного Кавказа: гор в России не так уж много. И условия для турбизнеса там, естественно, наилучшие. Просто нужно решить вопросы с инфраструктурой в некоторых местах и слегка изменить подход живущих там людей к самому понятию «туристический бизнес».
— В каком плане?
— Кавказ нуждается в сильном менеджменте. Кавказ нуждается в навыках. В навыках и технологиях управления бизнесом. Для чего вообще была инициирована сентябрьская встреча с президентом? Для того, чтобы крупный бизнес сделал определенные выводы. Думаю, что компании уже определились с выбором проектов, предложенных республиками. И
сейчас есть несколько «пилотных».
— А чуть конкретнее можно?
— Один из них — «Архыз». Уникальное место с точки зрения географии, рельефа местности, которая абсолютно ничем не уступает «Трем долинам». Этот проект инициировало правительство Карачаево-Черкессии. Было подписано соглашение с трубной металлургической компанией, которую возглавляет господин Пумпянский. А размещение на Лондонской бирже показало востребованность и бизнеса, и компаний. В тоже время трубная металлургическая компания подписала соглашение с Внешэкономбанком, как новым финансовым инвестором, высоко оценившим шансы проекта. А, с учетом высокого уровня и проектной команды, и экспертов, оценивающих те или иные риски, их оценкам можно вполне доверять.
— Основные банки, с которыми происходит сотрудничество…
— Сейчас создан Совет по инвестиционной деятельности Южного Федерального округа, который возглавил Дмитрий Николаевич Козак. Здесь и Александр Николаевич Шохин, Анатолий Борисович Чубайс, Дмитрий Пумпянский (Трубная металлургическая компания), Андрей Костин (Внешторгбанк), Александр Петрович Починок. Я тоже являюсь его членом.
То есть вполне представительная группа, которая на постоянной основе встречается для решения ключевых вопросов. И как раз отдельная встреча состоялась с руководителями Внешэкономбанка, Внешторгбанка, МДМ, Уралсиба, Альфабанка. Это крупнейшие банки, готовые помочь не только экспертизой, но проектным финансированием, кредитованием проектов республик Северного Кавказа. А Северный Кавказ очень нуждается во внятной позиции властных структур, очень такой позиции «навстречу»! Наша команда первая взялась за анализ проектов, за возведение такого мостика между банками и регионами.
— Самый крупный проект Национального агентства прямых инвестиций…
— Кроме «Архыза», который оценивается в сумму более чем миллиард долларов, есть еще проект, включающий в себя строительство малых гидроэлектростанций. Его инициатор – компания «ГидроГК» — дочерняя компания РАО ЕЭС. В чем новация? В том, что они, являясь якорными инвесторами, начали работу над реализацией проектов с соинвесторами.
Мало того, они выразили готовность отдать контрольный пакет будущему стратегическому соинвестору. Многие компании, которые сегодня вовлечены в оценку перспектив этого бизнеса, уже готовы войти в такой проект в качестве соинвесторов. Строительство малых гидроэлектростанций на реках с использованием рельефа — довольно выгодное дело! Параллельно с этим мы работаем над Новой федеральной целевой программой «Юг России», рассчитанной на 2008 – 2011 года. Весь ее смысл в устранении инфраструктурных ограничений для крупных проектов. Если раньше в регионах существовал разрозненный набор строек, который благодаря лоббистским усилиям получали регионы, и финансирование приходилось на те из них, где были лучшие лоббисты, то теперь мы пытаемся как-то контролировать этот процесс для равномерного распределения средств. Что касается «ГидроГК», там есть ряд вопросов, ожидающих принятия решения, связанных со строительством дорог, переселением поселков с мест размещения станций.
— В таких ситуациях обычно возникают проблемы с коренными жителями, привыкшими к одному месту проживания.
— Ну, если бы Вы видели в каких условиях живут эти люди!!! Им же дадут нормальное качественное жилье! Это согласительные процедуры, в данный момент не являющиеся острыми, поэтому не сильно обсуждаются. В любом случае, при участии государства рентабельность турбизнеса существенно повышается. Учитывая компанию РАО ЕЭС, которая участвует не только деньгами, но и обеспечивает сбыт электроэнергии, можно быть уверенным в успехе этого дела на сто процентов.
Новая наша тема обсуждения – это перенос одного из крупных производителей электроламповой продукции на территорию Северной Осетии. В республике много брошенных площадей, которые сегодня никак не задействованы, а также известный завод «Победит», который снабжал всю российскую промышленность ламповой нитью. Позже китайский импорт нашу продукцию вытеснил. А ведь прибыль от этого производства немного – немало как около 100 миллионов долларов в год ежегодно! Самый большой объем для республики! В проекте участвуют и стратегические инвесторы, и финансовые, и сам регион-соинвестор.
Часто общаемся с Олегом Владимировичем Потаниным, который готов рассмотреть не только гидроактивы, гидроэлектростанции, но и инвестиции на Эльбрус. В декабре там был запущен новый подъемник. Планы, которые имеет Кабардино-Балкария относительно развития Эльбруса, довольно интересны. Были приглашены несколько западных консультантов,
очень толковых и опытных. В отличие от Красной Поляны, очень стесненной по своим объемам и возможностям, Приэльбрусье будет развиваться гораздо быстрее. Понятно, что усилия властей и специальные федеральные целевые программы делают ее сегодня очень привлекательной. Но это итог десяти лет работы! На этом опыте специалисты научились понимать каковы барьеры, каковы сложности в реализации проектов такого масштаба. Да, в принципе, и Эльбрус, и Домбай неплохо себя чувствуют и сейчас. Ежегодно там отдыхает огромное количество людей.
— Логично предположить, что после реализации проекта стоимость турпутевок повысится.
— Я так не думаю. Ведь стоимость диктует рынок, а требования людей все более повышаются к качеству обслуживания. Почему многие едут на запад, тратя большие деньги? Потому что вполне ожидаемый уровень качества! Наши ожидания оправдываются! А здесь такой уверенности до конца нет, что можно приехать, и произойдут приятные события с точки зрения сервиса, обслуживания, стояния в очередях и т. д. Кто бывал на Кавказе, имел возможность убедиться в том, что подобного уровня земли по плодородию, привлекательности и красоте в мире не так много. Нам нужно научиться ценить все это и создавать все условия для тех, кто едет сюда отдыхать. Даже учитывая те факторы, которые связаны с безопасностью, можно рассчитывать на активное привлечение сюда западных инвестиций. Через два– три года Северный Кавказ будет предметом усиленного интереса.
— Во время одной из бесед на радио Вы сказали, что для того, чтобы войти в ВТО, россияне должны вырасти до какого-то уровня. По-вашему это произойдет не раньше, чем через десять лет. Что нужно поменять в сознании?
— Самое главное, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Мне кажется, что это принцип… В основной своей массе предпринимательство и бизнес не очень понимает какой-то угрозы, которая возникает в связи с вступлением в ВТО. Конкурентоспособность! Здесь все довольно просто и сложно одновременно. Нужно рассчитывать не на конкуренцию со своим
соседом, а на конкуренцию с рынком, который тоже сложен. Стандарты, предъявляемые к своему бизнесу, должны стать достаточно высоки! Ведь в чем вообще смысл любых инвестиций? В том, чтобы привлекать не только деньги, но и навыки. Когда кто-то успешный рядом строит свой бизнес так, как надо, используя все высочайшие стандарты, то поневоле возникает ситуация, когда нужно что-то менять. Корпоративное управление, привлечение менеджмента, обеспечивание правильного уровня финансирования, финансовое моделирование, бизнес-планирование…
— От каких предложений и как часто приходится отказываться?
— Каждый день! От десятков, сотен! Мы стараемся смотреть все, но ресурсов не хватает. Поэтому концентрируемся на главных. С удовольствием рассматриваем и новые регионы и новые территории, где требуются наши навыки и возможности. Активно работаем в Ростове, в Астрахани, в Краснодаре, в Сочи, в Волгограде, чуть меньше в Ставрополе может быть. Дел хватает. А людей, которые не очень пока представляют себе как можно строить бизнес, каким образом продвигать, больше, чем достаточно.
— Карьерный путь Игоря Вдовина был тернистый или ровный?
— Ну ровного, конечно, никогда не было. Наверно и не будет. Правда, я не называл бы свои рабочие успехи так громко — «карьерный путь» (смеется). Просто на этом «пути» я всегда исповедовал самостоятельность, независимость, работу в профессиональной команде.
— Принято считать, что мир бизнеса в России далек от «нравственно чистых» отношений. Кому доверяет Игорь Вдовин?
— Своей команде! Она включает в себя и корпоративных финансистов, и юристов, и стратегических консультантов, и маркетологов. Команде Дмитрия Николаевича Козака! При его влиянии ситуация на Юге России меняется в лучшую сторону. Если сравнить с тем, что происходит в центральной части России или, допустим, в Поволжье, то активность в развитии бизнеса на Юге на порядок выше. Здесь очень предприимчивые активные люди, которых сложности или проблемы не останавливают, не смотря на определенные детали менталитета что ли…
— А Поволжье, значит, «спит»?
— Как мне кажется, да! Сравнительно недавно был в Ульяновске. Очень красивый, хороший город. Но количество машин, двигающихся по центральным улицам, существенно меньше, чем в любом городе Закавказья. И скорость принятия решений в развитии бизнеса в два раза ниже. Очень интересная территория, за которую никто толком никогда не брался со времен кавказской войны, и не принимались собственно никакие особые стратегические решения за исключением каких-то геополитических переселений одних народов на другую территорию. Сегодня в Поволжье можно сделать все! Нужно обеспечить любую доходность для бизнеса, принимая во внимание местные обычаи и местную культуру, которая довольно богата и содержательна, и люди научатся правильно определять цели для бизнеса, правильно развивать его.
— За время существования агентства случались ли непредвиденные ситуации?
— Они все такие! Разве можно спрогнозировать ситуацию? Мы живем в вечно меняющемся мире, и стабильности в бизнесе, которая существует на западе, в России нет. Но с другой стороны эта национальная особенность как раз и привлекает. Гораздо больше возможностей! Можно, к примеру, реализовать какой-нибудь огромный проект «старт-ап», на который замахнуться в стране с развитой экономикой было бы очень сложно. А у нас можно сделать то, что западу не по силам.
— Что планируете в идеале?
— Никаких идеальных картин! Каждый день, который ты проживаешь, нужно проживать на 100%. И тогда картина будущего будет очень и очень приличная. Наша задача состоит в создании развитой инфраструктуры бизнеса не только на юге, но и по всей стране. Мы создали Национальное агентство инвестиций и развития, поддержанное правительством и деловыми объединениями. Хотим, чтобы в каждом регионе работала команда, понимающая отношения с инвестором, грамотно обеспечивающая и контролирующая устойчивое развитие бизнеса.
Очень важным для себя считаю подготовку в России новых профессиональных кадров в среде молодежи. И сейчас в Высшей школе экономики мы ввели новый предмет «Инвестиционный менеджмент». Сейчас он «обкатывается» на семинарах и очень популярен среди студентов. Мне кажется, Россия задыхается без профессионалов, которые точно понимают как управлять бизнесом, какие создавать проекты, как достигать целей, как связывать инвестора и территорию, — словом, обеспечивать некую «свадьбу» (улыбается).
— Странно слышать про кадровый голод, в то время как многие финансисты ездили учиться на запад.
— Про «многие» ничего не знаю. А все-таки опыт западного образования часто не применим в России. Нужно жить, и расти в наших условиях, чтобы разбираться в том, что происходит в стране и в ее возможностях.
— Жизненный девиз Игоря Вдовина?
— Я его придумаю.

Поделиться ссылкой:


Комментарии

Комментарий от Вадим Петрович
Время: 12.04.2012, 6:22 пп

Это муж Волочковой? Оказывается дельный мужик! Или может потому что журналист толковый попался? У Юлии Руденко тут все, как я поглядел — приятные люди получаются, лучше, чем есть на самом деле порой.

Pingback от Вдовин Игорь Владимирович | Персона РФ
Время: 03.06.2017, 3:23 дп

[…] инвестиционном положении экономики в стране. ссылка: http://prostolubit.ru/2007/07/igor-vdovin-v-rossii-mozhno-legko-zamaxnutsya-na-ogromnyj-start-up/  Игорь Вдовин: До конца года будет создан фонд […]

Написать комментарий