ДОМ НА ВОЗДУХЕ
Есть люди яркие, горящие творчеством, дарящие свой энергетический потенциал другим смело, уверенно и открыто. А есть те, которые с ними рядом. Они могут быть также талантливы, но в силу своей скромности не так известны, и как следствие – не обласканы «любовью» толпы. Ахмет Саттаров – из тех, кто был рядом. С Ренатом Ибрагимовым, Булатом Окуджавой, Юрием Нагибиным, Альбертом Асадулиным, с кремлевскими советскими вождями…
Село Кочки-Пожарки Сергачского района Нижегородской области на глобусе не найти. Затерялась среди географических пространств и речка Пьяная, на которую каждое лето бегал плескаться мальчишкой Ахмет Саттаров – черноглазый, озорной татарчонок. У его родителей был большой деревянный дом, каких сейчас уже не строят: крепкий, основательный. Про такие на Руси говорили: «Добротный!». Да, собственно, почему «был»? Он и сейчас стоит целехонек. Ахмет рос не единственным ребенком в семье. Тем веселее и интереснее проходили дни – в забавах и играх с сестрами и братьями.
Дом через забор – по соседству – принадлежал семье Кабировых, дальним родственникам Сатаровых. Мать Ахмета – Фариха-Абыстай – популярная в селе исполнительница баитов и монажатов (булгаро-татарского эпоса), родственникам этим, как порядочным людям, доверяла даже больше чем себе. Даже документы на свой с мужем дом оставляла им на хранение! И все бы складывалось хорошо, не реши вдруг спустя годы Ахмет, как единственный наследник, приватизировать этот самый родительский дом с землей. Дабы открыть в нем литературный музей для односельчан. Тут-то и возник спор с соседом, с самоназванным муллой, прямо как в гоголевском сюжете об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче.
«Оставить след – не значит наследить»
До сих пор жизнь журналиста-международника, поэта-рубаиста, лауреата многих премий, кремлевского метрдотеля Ахмета Саттарова складывалась бурно и интересно. В работе, в поездках по миру, во встречах со «знаковыми» в истории страны людьми. И не то, чтобы он искал этих встреч, — само случалось.
Одна из самых памятных – с Владимиром Высоцким. Ахмет Саттарович жил тогда в полуподвальчике на Арбате (почти как булгаковский Мастер). После одного из выступлений Владимира Семеновича, где они познакомились, уходили вместе. На полпути решили завернуть к Ахмету в гости, где Высоцкому весьма понравилось. Ситуация была сродни сюжету из фильма «Место встречи изменить нельзя». Там Жеглов оставался ночевать у Шарапова. И даже пианино стояло в комнате у Саттарова, как у Шарапова. В другой раз Высоцкий пришел к Ахмету с Мариной Влади. И галстук подарил с нарисованными конями. Галстук этот у Ахмета Саттарова всю жизнь как талисман – надевается только на серьезные торжественные мероприятия.
А они, надо сказать, у творческих людей случаются частенько. Одно из последних – столетний юбилей поэта Муссы Джалиля. На нем Саттаров был награжден Свердловским областным татарским и башкирским обществом культуры медалью за руководство Литературно-музыкальной студией имени М. Джалиля. Любовь к искусству Ахмета сопровождала всю его длинную жизнь. Сейчас он пенсионер, но творческой активности ни на йоту, кажется, не уменьшилось. Наоборот, приобретенный с годами опыт очень пригождается в создании новых задумок или проектов.
Когда-то Альберт Асадулин (исполнитель очень известного в 90-х годах шлягера «Дорога без конца») подарил Ахмету пластинку с оперой «Магди» и написал: «Дай Бог, Ахмет, чтобы мы с тобой создали что-то подобное!». Что ж, с оперой Ахмет Саттаров пока повременил. Зато песни его с успехом исполняют Елена Образцова («Ты любовь моя поздняя»), Ренат Ибрагимов («Загадочные глаза», «Одинокое дерево»). Недоумение вызвало у поэта появление еще одной своей песни на аудионосителях «Северный романс» в исполнении Хэнии Фэрхи, где автором слов значился некто Ирфан. Впоследствии Хэния подтвердила, что произошла ошибка, но кассеты так и продаются с именем Ирфана.
Много сделал Ахмет Саттаров и на литературном поприще. Его знают и ценят не только в Татарстане (где он – один из основателей федеральной газеты «Татарские новости» на русском языке, и по сей день в составе редколлегии), в России (где о его таланте писали центральные газеты), а и за рубежом. Журналист в качестве референта много лет состоит в общественной организации «Международная культурная миссия «Истоки». В последней книге рубаи Саттарова «Прощай ХХ век» есть такое четверостишие:
«Уходит прочь опальная пора:
Выходим из-под тени топора…
Когда ж узнаешь, что сосед твой вор,
На всякий случай заведи топор».
Философия стиха оказалась «в руку», если перефразировать известную пословицу. На фоне активной творческой деятельности писателю приходится отстаивать права за собственный дом в родном селе.
«Спаси, Аллах, от подлости друзей».
Ахмету было тогда слегка за тридцать, когда Председатель сельсовета Кочко-Пожарок Файзрахман Сурмиев пригласил его отца и объявил, что земля в шесть соток и построенный на них дом принадлежат семье Саттаровых. Прошли годы. Отец и мать Ахмета умерли, а документы на дом Ахмету никто не отдал. Благое намерение о создании в доме родителей литературного музея наткнулось на отсутствие понимания со стороны Рафека Хусеяновича Кабирова, к которому неоднократно обращался Ахмет и в устной форме, и в письменной.
«Мой отец и мать говорили нам, детям, что все документы на дом и землю находятся у Кабирова Рафека как доверенного ими лица. Где эти документы?? Ты должен был данные документы передать либо нам, либо в Сельсовет. Значит, ты многие годы обманывал моего отца и мать, которые помогли тебе построить новый дом», — обращается к нему Ахмет Саттаров.
Не помогло. Поговорив на эту же тему однажды с Кабировым по телефону, Саттаров был срочно госпитализирован в 36-ю Горбольницу с инфарктом миокарда, когда узнал, что землю под домом Кабиров зарегистрировал на себя.
Долгое время Кабиров делал вид, что охранял дом и следил за порядком в нем. За что Саттаров высылал ему некоторую денежную помощь. А ведь к числу бедствующих семья Кабировых, по сравнению с другими сельчанами, не относилась. Однако, помощь такая для наследника дома боком вышла. То, приедет, — водосточной трубы не найдет, то палаточный тент исчезнет, то фундамент на солнечной стороне начал гнить, то электропровода обрезаны, а то вдруг заходит в дом после длительного отсутствия – и… взрыв!
Конечно, обвинять соседа в умышленном вредительстве и мошенничестве – дело для судебных органов. Но вот все медлил Саттаров, все рассчитывал на совесть – родственники все же. Так, в ожидании, и пять лет пролетели. В наследство на дом он все-таки вступил, хоть и с боем. А земля под домом – выходит, что соседская. И как тут быть? Если дом твой, а земля – соседа?
«Сергачское гористое раздолье
Когда-нибудь я в песнях воспою…» —
Написал в своих строках поэт Саттаров. Но почему же люди, живущие на этом самом раздолье, не могут откликнуться и помочь их «певцу» отстоять свои права?
В статье использованы фотографии из домашнего архива Ахмета Саттарова.
Поделиться ссылкой:
Опубликовано: 17 мая, 2007
Категория: No problem?
Комментарии: 0
Написать комментарий