АЛЕКСАНДР ПЕСКОВ: «Я люблю свою жену!»
В этом году самому талантливому из «молчаливых» юмористов России исполнилось сорок пять. Александра ПЕСКОВА мы любим за безудержный оптимизм создаваемых им образов артистов эстрады: Людмила Гурченко, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Николай Басков… У каждой «звезды» есть свой неповторимый стиль и индивидуальность. А Александр умеет настолько тонко прочувствовать и передать их манеру исполнения, что порой не веришь тому, что перед тобой Песков, а не изображаемый им певец.
Творческий путь артиста не всегда легко складывался. Но в глазах «короля пародии» по-прежнему сверкают искорки энтузиазма при разговоре о новых идеях и проектах. Не смотря на то, что позади десять сольных программ, Александр Песков открыт для дальнейшего совершенства себя как профессионала и пробует себя в новых амплуа. Он – модельер, он – режиссер, он — певец…
— Александр, Вы сейчас на том жизненном этапе, когда много достигли. Можете позволить себе в принципе все…
— Я??? Не всего достиг! Достижения в Вашем понятии – что?
— Как мне кажется – остаться человеком с большой буквы до конца своих дней.
— А что делать для этого нужно?
— Развиваться, расти. В профессиональном плане, духовном, создать семью…
— Да! Да! Да! Да! Да! Все верно говорите! И?.. И главное-то что?..
— ?
— Оставить яркий след!.. На самом деле я не многого достиг. Ну как? Достиг что? Вошел в Энциклопедию Российской эстрады. Награжден орденами и медалями. А званий заслуженного и народного артиста у меня
нет. Этого я не достиг, как видите! У меня есть любимый коллектив, с которым я работаю на протяжении восемнадцати лет (как раз 25 декабря празднуем именины). Кто-то уходит, кто-то приходит, но, тем не менее, я в ответе за их судьбы. У меня есть дочь. В моей жизни есть три собаки (смеется): йоркширские терьеры. Но я не достиг того, наверное, когда за детей говорят «спасибо». Я этого пока не достиг!
— Вы недовольны своей дочерью?
— Я так не говорил. Мне просто очень хочется, чтобы кто-нибудь сказал «спасибо» за мою дочь. Двадцать один год ей… Дарией зовут – дарствующая… Значит, надо еще направлять ее в жизни, как отцу (улыбается). Ну а достиг, может быть, умения дарить людям улыбку.
— Это скорее дар божий, который Вы развили в себе. Талант либо есть, либо его нет. Вероятно, в детстве Вы смешили близких, а теперь – массы людей. Изменился масштаб.
— Да, я и в шесть лет вышел впервые на сцену мальчишкой, когда читал стихи на женский праздник – 8 марта. Три раза забывал слова и уходил за кулисы. Снова возвращался и начинал сначала. Чем вызвал гомерический хохот всего зала. А с годами я обрел умение БЫТЬ в той профессии, которую избрал.
— А был соблазн ее сменить?
— Никогда! Я в детстве сказал, что стану артистом, и я им стал… На сегодняшний день я представил на суд публики десять сольных программ. Но я не знаю, сколько их еще будет. Может ни одной, а может еще столько же. Когда идущие навстречу люди улыбаются мне, я понимаю, что жизнь прожита не зря. Значит, я чего-то достиг!?
Вот чего не могу достигнуть, так это – сесть сейчас в самолет и отправиться отдыхать! Не могу! Потому что я ответственен за людей, с которыми ра-бо-та-ю! Если я мечтаю об отпуске, то понимаю одно: в ближайшие несколько лет его не будет. Я не могу себе это позволить. В силу обстоятельств. В силу существующих в России праздников, когда артисту – самая работа! В силу реализации моих новых творческих идей. В силу гастрольного графика. И я каждый день просыпаюсь и думаю: «Так! Что у меня сегодня? Так, Турецкий… Гурцкая… Примерки…Репетиции…».
— Александр, не хотелось убежать от славы и стать тем Александром, который был когда-то?
— Вы знаете, того Александра, который был даже день назад, — его уже не существует. Потому что с каждым днем мы меняемся. Каждый день дает какую-то новую мудрость от общения с людьми. И это не банальность. Мы можем сегодня сделать ошибку, которую завтра повторить не имеем права.
— Художественный фильм не хотелось снять в стиле Чарли Чаплина? О наших «звездах», о том, как они ведут себя за сценой?
— Пока у меня два предложения по поводу фильмов. Документальных. О жизни, о работе, о воспоминаниях. Я не знаю пока, в какой податься. Но, думаю, что с милой, очаровательной Оксаной Барковской, которая получила три «Тэффи» за документальные фильмы, мы сделаем это обязательно. На всякий случай, чтобы потом кто-нибудь вспомнил о Пескове.
— Ну уж Вы сказали! Вряд ли Вас забудут и без фильма.
— Я надеюсь. (Смеется). Но, коль мы открыли на эстраде такой жанр, как синхро-буффонада, то, думаю, найдутся те актеры, которые продолжат мое дело.
— Когда-то Вы были артистом разговорного жанра.
— Да, конферансье.
— Что высмеивали в конце восьмидесятых?
— Социалку. Райкин еще начинал эту тему. Высмеивал все пороки общества, как мог. Это был юмор вперемежку с сатирой. Это были монологи Измайлова. Очень милые, добрые, негатива не несли. А сегодня наш юмор, как многие называют, — «ниже пояса». И к сожалению, по большому счету, юмор наш стал несколько туповат. Но общество над этими шутками смеется! Значит… Что-то надо делать!.. Воспитывать за счет юмора.
— Вот именно! Раньше юмористы знали беды и проблемы народа. И так умели преподнести, что справедливый результат немедленно торжествовал.
— Так и сегодня же вроде за народ стоят!
— А мне кажется, все больше говорят о себе, «пиарят» своего «брата» — артиста.
— Сейчас в качестве юмористического рассказа берутся в основном личностные отношения. Ведь и жизнь-то совсем не такая, какая была несколько лет назад. Были раньше вещи, о которых в сатирической форме можно было сказать очень открыто. И был тот период, когда…
— До семнадцатого года! – пытаюсь пошутить я.
— Я имею в виду времена Горбачева, когда вдруг была объявлена гласность. Говорить открыто то, что думаешь, вдруг стало разрешено! А сегодня как-то все немножко по-другому происходит. В смысле: зачем
говорить? Поэтому российские юмористы нацелены сегодня на… семейные отношения. Это очень важно. Мы слышим о любовниках. О неверности. О детях. О том, как кто худеет или толстеет. А в финале любой артист скажет: «Так давайте жить хорошо и дружно!».
— Так и получается, что главная проблема в России – проблема межличностных отношений.
— Да. Проблема личностных отношений семейного уровня, скажем так. Райкин говорил о пьянстве и некорректности на производстве. Петросян и Винокур – о новых русских и политиках. А сейчас мы слышим Клару Новикову в образе недовольной своей личной жизнью русской женщины. Но есть наверное и множество других проблем в жизни, о которых можно рассказать. Давайте правде в глаза смотреть: у нас просто перевелись авторы. Сегодня бедные артисты разговорного жанра не могут работать по той причине, что авторы не отвечают на тему и злобу дня. Те авторы, кого мы знали до сих пор, просто иссякли. Вот Вам и кризис жанра. Я, к примеру, дружу с классными пацанами из «Комеди Клаб». Но опять же – мы же понимаем, что их юмор, их лексика – «ниже пояса»! Но сегодня это людям не-об-хо-ди-мо! Потому что общество у нас та-ко-е! Оно воспринимает жизнь именно так. А мне, как неглупому зрителю, хотелось бы видеть на телеэкране все! И «ниже пояса», и о высоких чувствах, и о патриотизме к Родине и т. д. Но вот когда все в одну «дуду» — очень сложно. Это значит – противопоставить себя целой юмористической компании!
— Может нужно только вспомнить об ответственности за будущее поколение?
— Я недавно был в гостях. Одна из приглашенных пришла с пятнадцатилетним сыном. Он ужасно грубо высказался о человеке, на котором воспитывались три поколения. «Что? Да это отстой!» — сказал он. И такое мировоззрение, к сожалению, сегодня у многих. Они дерзкие! Они своенравные! Они кричат: «Вот это круто!» — о каком-нибудь выступлении группы совсем непонятной мне. А я думаю: «А как же душа? А как же слог в песне? А как же стихи?». Они считают, что одна фраза на протяжении всей песни – «круто»! А какую колыбельную они своим детям будут петь? Одну фразу на протяжении темпоритма или «Носики-курносики сопят»? Вот о чем разговор-то! Мы не приучаем молодежь к культуре!
— Ваша дочь, Александр, воспитывалась в неполной семье…
— Вы знаете, я посмотрел недавно программу на телевидении, когда расставались Маша Распутина и ее муж Володя, Катя Лель и ее супруг, инцидент с Жасмин… Столько негатива высказывалось по поводу расставаний популярных людей! А я так сижу и думаю: «Господи, ну если еще и меня покажут, я совсем с ума сойду!». Нельзя же всех под одну гребенку! Слава богу, я могу прямо сейчас, при Вас, набрать номер телефона женщины, которая родила мне дочь! И совершенно спокойно с ней поговорить! Как-то Даша сказала в передаче «Истории в деталях», что мама с папой не общаются. Да, можем подолгу не общаться. Мы переросли это общение. Но, когда мы познакомились, нас было не разлить водой. Как объяснить обществу, что дружба между бывшими супругами вполне естественна? Мы расставались без скандалов, без претензий. Я двадцать два года содержу свою семью материально. Дашка не голодная, одета, три образования (какие-никакие, но они есть!). Она работает, т. е. все сложилось. А родители разошлись, потому что понятия жизненные стали разными. Меня работа захлестнула. Галине такая ситуация, когда мужа нет постоянно дома, стала не интересна. Это не разрыв отношений. Это расставание в супружеской жизни. Штамп «разведен» абсолютно ничего не значит. Он нужен кому-то. Государству может быть, чтобы статистику вести. Любовь ведь вне статистики существует! До последних дней человека. В тайниках души. Велико: расставшись, остаться мысленно с этим человеком! Вот в чем заключается истинная любовь! Если у меня что-то случится, я знаю, что она позвонит. Если у нее – позвоню я. Мы тут же окажемся рядом друг с другом. Я все знаю наперед. Вот в чем прелесть… любви… Уходя из семьи, я, естественно оставил квартиру жене с дочкой…
— Почему же естественно? Знаете, сколько мужей в стране при разводе оставляют бывших жен и детей без крыши над головой?
— Нет, я взял с собой только носки, трусы… Да, я заработал на квартиру собственным трудом. Но ведь и со стороны жены была моральная поддержка все прожитые вместе годы. Пусть она не работала, но Дашка была маленькая. И они «зарабатывали» тем, что были со мной. Их присутствие давало мне желание идти на работу и приносить домой деньги. Поэтому квартира была НАША! Все, что я заработал вместе с ними, я обязан был, как мужчина, оставить им. Я так и сделал.
— Александр, кто по профессии Ваши жена и дочь?
— Галка? Она всю жизнь посвятила искусству. Хотя ее родители были далеки от творческого мира. Мамочка Гали – моя любимая теща – работала начальником телефонной связи города Перми. А ее папочка – тоже один из самых главных по телефонам, но в Фергане. Такая телефонная семья! (Смеется). Их дочь же решила пойти в балет. Поступила в Пермское хореографическое училище. И до сих пор походка – стопы ног в разные стороны, как у балерины. К сожалению, мечты о большой сцене пришлось оставить из-за повреждения коленного сустава. Однако, Галя закончила культпросветучилище и стала театральной актрисой. Настолько яркой, что, будучи беременной нашей дочерью, она будоражила мое воображение сценическими образами так сильно, что я забывал о том, что я – ее муж. Как она играла! Ее типаж – великой актрисы прошлых лет Тамары Носовой, о судьбе которой сегодня незаслуженно забыли. Помните, она играла секретаршу в «Карнавальной ночи», играла в «Свадьбе в Малиновке»? А Даша закончила «Гнесинку» по классу вокала и курсы диктора телевидения и радиовещания. Но не пожелала идти по этой стези и выбрала другой путь. Она сегодня занимается, как директор, раскруткой молодежной группы, которая скоро, может быть, появится на эстраде.
— А как познакомились с Галиной?
— Да очень просто! Я пришел устраиваться в Котласский театр. И было это четвертого сентября 1984 года. Я взялся за ручку дверей служебного входа. И в этот же миг с обратной стороны открывала дверь судьба моя: очаровательная девушка с пшеничными волосами до бедер! Красивая! Худенькая! С огромными глазами! С длиннющими ресницами! Вся балетная такая! .. И я такой пацан молодой! «Здравствуйте!» — говорю как бы с высока. И она мне: «Здравствуйте!». А на следующий день интересуется у коллектива: «Что это за Пескоструев к нам пришел?».
— А разошлись-то почему?
— Да не разошлись мы! Ну нет сегодня понятия «развод»! Оно осталось в «совковом» времени! Кому нужен этот штамп в паспорте?
— Но вместе же вы не живете!
— Галя в то время сильно болела. Ее эмоциональное состояние привело к такому решению: расстаться. Она не хотела, наверно, видеть меня настолько переживающим. Ее ранило это еще больше. Девять лет назад ее
прооперировали. И слава богу, что все хорошо! Спасибо докторам госпиталя Бурденко и особенно Софье Львовне Вайнер!
Может быть, кому-то покажется странным, что мы расстались в тяжелое для жены время, что я не нахожусь рядом с ней. Это не так. Я всегда рядом! Мыслями, заботами, общением, материальной поддержкой! Просто она немножко ушла в себя. Но мы живем в одном городе, созваниваемся и дарим друг другу какие-то теплые моменты! Вот это важно.
— А после развода не пытались снова вступить в брак?
— Вряд ли красиво будет называть тех женщин, которые были в моей жизни. Были! Потому что я эмоциональный человек! И секс мне не чужд! Но не стал жениться еще раз может быть потому, что слишком предан своей профессии. И заниматься личной жизнью некогда. Да в принципе и не зачем. Не хочу! Единственный мой любимый человек – это Галка, которая прошла со мной много чего в жизни. Я не тот мужчина, который влюбляется множество раз. Кроме Гали в моей жизни была только первая, юношеская любовь.
— Расскажете?
— Звали ее Лариса. Недавно она меня нашла по телефону. Когда мне было пятнадцать лет, я страдал ревматизмом ног, и врачи отправили меня в пансионат под Котласом и Великим Устюгом. Вот там я и встретил девушку… «Я встретил девушку… полумесяцем бровь…» (улыбается и напевает). Писал ей потом из армии письма. Лара приезжала к нам в гости. Мама ее прекрасно приняла (но естественно спали мы в разных комнатах). И до сих пор во мне живет теплое чувство!.. Но не суждено было! Ее мама была против из-за того, что я решил стать артистом. А стереотип тех людей был такой, что раз артист, значит – гулена! Сейчас Лариса живет под Питером. Звонит. Но никак не может приехать на мой концерт. Она была замужем. Детей у нее нет. Не сложилось. Кто бы знал? Если бы ее мама тогда не вмешалась, могло бы быть! Сейчас она из скромности говорит: «Я пополнела! Я тебе уже не понравлюсь!». Но я до мелочей помню наши встречи! Пальтишко ее бардового цвета! Воротничек серый! Платочек! И родинку! На щечке! Как в той песне.
— Чего Александр Песков не может простить женщине?
— Зависти! Сумасшедшего состояния, когда «у меня нет, а у него есть».
— А мужчине?
— Предательства. Помогаешь человеку, помогаешь, и вдруг: «Да пошел ты! Надоел!» — говорят мне. Это в дружбе, в работе, в партнерстве?! Я все время себя спрашиваю, с кем бы я пошел в окоп? И слава богу, что не ошибался, и предавали меня до окопа.
— Без чего Александр Песков не сможет выйти на сцену? Откуда черпается на протяжении многих лет тонус, дух, настроение?
— Без чего я не выйду на сцену?.. Как ни банально это прозвучит, но пусть: без любви к своей профессии. Должно быть желание утром проснуться и бежать на свою работу с удовольствием! У меня никогда не
пропадет любовь к моему зрителю. Я знаю это! Но вот если вдруг это случится, я тогда не представляю, что это будет за концерт. Да нет! Этого не случится никогда! Я не потеряю веру в мою публику, как актер…
В интервью использованы фотографии из архива компании «Peskovshow».
Поделиться ссылкой:
Опубликовано: 25 апреля, 2007
Категория: Королевство Творчества, Звездный мир
Комментарии: 1
Комментарии
Комментарий от Никита
Время: 07.02.2012, 12:12 пп
Песков — очень глубокий талантище! И то, что его семья распалась — конечно трагедия всей его жизни. как сильный человек, он об этом не говорит, но скорее всегоо так и есть.
Написать комментарий