Авторский проект Юлии Руденко "Просто любить жизнь" ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКУ, КУЛЬТУРУ, ЭКОНОМИКУ















Поиск по сайту

"Я - ТВОЯ ЖЕНЩИНА!"
Слайд
Читательницы >>

Рубрики

Интервью

С Никасом Сафроновым>>

С Алексеем Глызиным>>

С Андреем Ковалевым>>

С Юрием Розумом>>

С Владом Маленко>>

С Любовью Шепиловой>>

С Верой Снежной и Андреем Гражданкиным>>

С Владимиром Пресняковым-ст.>>

С Дмитрием Варшавским>>

С Отаром Кушанашвили>>

С Андреем Константиновым>>

О сайте

Сотрудничество
Контакты
Конкурс эссе
Пожертвования
‎ ‎ ‎

Для вашего сайта

ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКУ, КУЛЬТУРУ, ЭКОНОМИКУ


Фотобанк Лори: продажа фотографий и иллюстраций

Соцсети

ОДНО СЛОВО — ЛЕНКОМОВСКИЕ

Кто бы мог подумать, что несколько скучноватая пьеса Александра Звягинцева «Последний идол», идущая на сцене Малого театра, превратится в глубокое эмоциональное кино для аудитории любого возраста? А вчера я лично смогла в этом убедиться, сидя в полном зале Московской библиотеке киноискусства имени Сергея Эйзенштейна. Фильм «Память осени» был снят Андреем Соколовым. В ипостаси режиссера и продюсера он пробует себя уже второй раз. Первым фильмом был «Артефакт» в 2009-м году. Тогда многие критики его обвинили в излишней легкокрылости сюжетной истории. Вот к примеру, что писал Алекс Экслер: «Надо отдать должное всей съемочной группе — сыграно так же отвратительно, как и поставлено». Экслер-тролль не поскупился на нелицеприятные эпитеты, но у меня сложилось иное мнение. А впрочем речь-то не о нем… 

Небезызвестный дядька Фрейд говаривал, что в основе всех наших помыслов и устремлений лежит секс и собственное величие. Однако, какими разными способами их можно получить, не правда ли? История семейства Иконниковых, выселяемых с дачи сотрудницей местной администрации Ингой с говорящей фамилией — Завидовой (Анастасия Марчук), достаточно распространенная для нынешнего, рыночного, времени. Дорвавшиеся до власти ищут прибыль и выгоду, переступая через судьбы людей. Однако, если разобраться, то и не материальное руководит поступками людей порой, а месть, то самое пресловутое желание возвыситься, за счет унижения других.
Уже по самым первым кадрам фильма «Память осени» — едет электричка, снятая оператором снизу, как будто прямо на тебя; старший сын героини Веры Александровны (Инна Чурикова) Виктор (Александр Лазарев-мл.) выбрасывает мебель прямо из окна второго этажа; элегантный паренек Игорь (Леонид Бичевин) покупает на станции деревенского вокзала у дедули скромный букетик — начинаешь ожидать эдакого дремучего по-российски, депрессивного арт-нуара. Но возвращаешься мысленно чуть назад, когда стремительно вошедший в зал кинобиблиотеки Андрей Соколов пытался шутить, рассказывая, как они зимой расчищали сугробы снега и набрасывали листья, чтобы снимать осень, и успокаиваешься — значит, не все будет трагично, значит, забрезжит где-то надежда.
Вообще персонажей в картине — раз, два, и обчелся. Но тон задает большинство — артисты театра «Ленком». А если точнее — то Инна Чурикова, которая постоянно, еще со времен Марфуши «Морозко», в кадре — с очаровательной «сумасшедшинкой». Этот фильм, безусловно, один из апофеозных для Инны Михайловны. Все происходящее в ленте вертится вокруг нее — маленькой женщины, всю жизнь незаметно создающей уют в семье, а после смерти авторитетного мужа ставшей практически никому не нужной. Она — сама история! История отдельно взятой семьи! Она — Великая Хранительница Очага! И когда отвергнутая девушка ее сына Максима (Павел Трубинер) решает отомстить ему путем выселения семьи с дачи, то дамоклов меч занесен не над ним (так как ему-то этот деревянный старомодный домишко особо не нужен), а именно над пожилой матерью. Именно она тяготится расставанием с вещами, имеющими для нее значение своими домашними событиями и традициями. Эта ее боль и внутреннее горделивое сопротивление заполняет все пространство. Одиноко винтажный пейзаж так и смотрится, словно бы и он создан героиней в ответ на ее обиду. Она то и дело в страстных диалогах предается воспоминаниям важных для нее моментов.
Писатель Звягинцев, как ни странно, задумывал пьесу об обрушенной эпохе коммунистов. Не случайно появляется бюст отца семейства, подаренный ему когда-то неким скульптором в благодарность за что-то, как призрак былого пьедестала. Молодежь от него желает избавиться — и «хоронит» в земле. А любовница Клава (Наталья Щукина) приходит к жене с просьбой отдать его ей перед отъездом. И как тут не вспомнить слова Льва Толстого: «…Дело в том, что государство есть фикция, государства никогда не было и нет, как чего-то реального. Реально только одно: жизнь человека и людей»?
Надо признаться, я давно тосковала по такому гармоничному со всех сторон и трогающему за душу фильму. Положа руку на сердце, если не знать, что фильм срежессирован Андреем Соколовым, то я б решила, что его снимал Эльдар Рязанов. Мало у кого из режиссеров есть свой почерк — некий флер, окутывающий произведение от начала до конца своей манерой подачи. Сюжет, происходящий здесь в единственной декорации, — это такой своеобразный «Гараж». Да Соколов даже также отводит себе эпизодическую комичную роль водителя в конце, как некогда Рязанов. Но все-таки чувствуется легкая сдержанность Андрея Алексеевича — ловила не раз себя на мысли, что приходится напрягать свою внимательность и прислушиваться к диалогам с экрана. Полагаю, потому что актер еще немного скромничает в режиссуре, делая первые шаги. А может быть это и есть та «золотая середина», так необходимая российскому кинематографу, вечно бушующему из крайности в крайность?

Евгения Симонова, привычно воспринимаемая мной, вот хоть ты тресни, с ореолом робкого волшебства принцессы из захаровского «Обыкновенного чуда», в роли Таси, желающей занять с мужем (Александр Сирин) дачный дом своих друзей, — здесь та, про которую говорят «в тихом омуте черти водятся». Ее героиня, собственно как и другие персонажи в картине, претерпевает путь некоего личного развития. Если разобрать — то у каждого в хаосе сборов к переезду случился «момент истины», к которому по сути все и направлялись. У каждого была своя беда на сердце, свое невысказанное, своя личная трагедия. Только одни справлялись с собой, а другие — таили злобу. Высокое актерское мастерство превратило разговоры «за жизнь» в натурально естественные. Тонкая грань между реальным и «перебором» была точно соблюдена. Причем, концовка в «Памяти осени» изменена. По пьесе Звягинцева мстительная Инга, насладившись конфликтом бывших друзей, вроде как планирует поселить на даче Иконниковых всюду льстящих ей гастарбайтеров. В кино же она дом поджигает, считая, что жильцы съехали и не подозревая о находящейся на втором этаже Вере Александровне. Мол, на тебе, получай за свое предательство, Максим! Дмитрий Быков, наш современный поэт-классик, очень психологически грамотно обрисовал суть подобного происходящего в мире разрушения от неразделенных чувств: «Я полагаю, что нас любя, как пасечник любит пчел, // Бог недостаточной для себя нашу взаимность счел — // Отсюда войны, битье под дых, склока, резня и дым: // Беда лишь в том, что любит одних, а палит по другим». Если вас когда-нибудь будет преследовать одержимость от обиды, посмотрите фильм «Память осени» и не делайте ничего плохого! Те, кому обычно бывает предназначена месть, возмездия все равно не поймут, а другие перед вами просто не виноваты…

©Юлия Руденко

Поделиться ссылкой:


Написать комментарий